Сотни тонн долларов, или 176 самолетов с наличными. Для чего Банк России накопил 30 млрд кэша?
На информацию Центробанка случайно наткнулся управляющий директор пермской УК «Агидель» Виктор Тунёв. И опубликовал данные в Facebook. Пост заметили и распространили известные московские финансисты. И вот главная цифра: за последние три года ЦБ скопил около 30 млрд долларов наличными.
Еще 14 млрд кэша аккумулировали банки. То есть всего 44 млрд. На графиках, которые составили экономисты, хорошо видно, как кривая запасов наличности все три года упорно идет вверх без отклонений. И, в общем-то, о причинах догадаться несложно. Все это время регулятор и его подопечные готовились к ужесточению санкций.
>> Долги и резервы: каким будет новый бюджет России
И были, наверное, правы хотя бы потому, что уже есть законопроект, который может отлучить госбанки от операций в долларах. Да и сам ЦБ сообщил, что в июле спрос населения на наличную валюту вырос на 20%. Все логично, говорит пермский финансист Виктор Тунёв.
Виктор Тунёв, управляющий директор пермской УК «Агидель»
«Только сейчас это вылезло наружу. Я буквально вчера смотрел в эти таблицы, случайно наткнулся на эту цифру и удивился. Не знаю, почему раньше этого никто не заметил. Такие таблицы ЦБ выкладывает ежемесячно уже много лет. В принципе этот резерв — нормальная реакция на то, что санкции усиливаются и в итоге могут привести к блокированию расчетов в долларах. ЦБ должен что-то делать, вот он делает, как может».
Эти данные совпадают с тем, что не раз рассказывал Business FM глава ВТБ Андрей Костин: наличных долларов хватит, чтобы в случае форс-мажора расплатиться с валютными вкладчиками. После этого Эльвира Набиуллина заявляла, что на депозитах российских банков 87 млрд долларов. И ресурсов в случае чего хватит. 44 млрд, действительно, вполне актуальная сумма, не все же побегут в банк снимать деньги. А кто-то спокойно переведет валюту и в рубли. Но это стоило ЦБ значительных потерь.
Бумажные доллары в хранилище не приносят процентный доход. Допустим, 30 млрд резервов Банка России хранилось бы в американских гособлигациях — «трежерис» — с доходностью в 2% в год — это потерянные 600 млн долларов. Россия из американских бумаг вышла. И параллельно увеличила депозиты в иностранных банках. Это тоже потери. Но, видимо, регулятор предпочел их главному риску, говорит руководитель операций на валютном и денежном рынках «Металлинвестбанка» Сергей Романчук. Он тоже рассказал в Facebook о наличных накоплениях ЦБ.
Сергей Романчук, руководитель операций «Металлинвестбанка» на денежном и валютном рынке
«По «трежерис», скорее всего, доходность была бы больше, чем то, что получено будет по депозитам. Ну и плюс риски тоже по депозитам означают, что ЦБ несет риски коммерческих банков иностранных, а не американского правительства. В общем, все это, конечно, с точки зрения соотношения риска и доходности как бы движение не в сторону эффективности. Поэтому единственное, чем их можно объяснить, это именно подготовкой к санкциям».
Есть у всего этого и бытовая сторона. Чтобы накопить доллары, их надо купить и привезти. А значит, все эти три года к нам летели самолеты, забитые валютой. Как еще четыре года назад писал Forbes, в одном лайнере можно перевезти максимум 250 млн долларов, потому что большую сумму никто не возьмется страховать. Значит, чтобы накопить 44 млрд, потребовалось как минимум 176 рейсов. И в каждом по две с половиной тонны кэша.
Возят и грузовыми, и обычными, и чартерными рейсами. Впечатляют и главные цифры: 44 млрд наличными в стодолларовых банкнотах — это 440 тонн. Для наглядности можно представить, как по МКАД один за другим едут 40 КамАЗов, нагруженных американскими купюрами. И везут их, наверное, на улицу Правды, в Центральное хранилище ЦБ. Скрудж Макдак явно бы одобрил такую картину.