Войти в почту

Рублю предстоит долгая дорога вниз

Укрепление рубля оказалось недолгим. На этой неделе национальная валюта снова начала снижаться, причем, весьма бодро: в четверг к 20.00 по московскому времени она потеряла почти 1,5% по отношению к доллару и свыше 1,6% по отношению к евро.

Рублю предстоит долгая дорога вниз
© Ридус

Драйвером падения послужили все те же факторы риска, что и прежде: опасения относительно ужесточения санкций со стороны запада, военное обострение в Сирии, кризис в Турции и на других развивающихся рынках, отмечают опрошенные «Ридусом» эксперты.

Кто подливает масла в огонь

«Высокая волатильность рубля отражает общее настроение на финансовом рынке. Тон по-прежнему задают американские площадки, а там, с рыночной точки зрения назревает что-то нехорошее. Доходность 10-летних трежерис в четверг в моменте поднималась до 3,222%, фондовый рынок США в минусе на полпроцента», — говорит финансовый консультант Teletrade Михаил Грачев.

Рубль дешевеет и на угрозе новых санкций, добавляет эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский: на сей раз Тереза Мэй, премьер Британии, вновь дала о себе знать, призвав «мировое сообщество» поддержать вторую волну британо-российских ограничительных мер.

Если главный адресат этой речи — США, то британский премьер «немного» ошиблась со временем, иронизирует аналитик: в Америке главная повестка дня — приближающиеся парламентские выборы в ноябре, которые вобрали в себя всю энергию законодателей и партийных лидеров, так что у них может просто-напросто не оказаться желания «отвлекаться на пустяки».

«Добавили масла в огонь и голландцы, учинившие на ровном месте истерику по поводу влияния российских спецслужб на жизнь в их стране. Однако рынок отнёсся к этим историям серьёзно», — продолжает Рожанковский.

Свою лепту внес и российский Минфин, который в среду не смог «достойно» вернуться на долговой рынок: ведомство не реализовало запланированный объем облигаций на сумму 20 млрд. рублей. Из первого транша в 10 млрд рублей удалось разместить только 7,4 млрд денег, второй отменил вовсе.

«В сердцах Минфин заявил, что до конца года аукционов больше проводиться не будет», — напоминает Грачев.

При этом, российские чиновники фактически продолжают нагнетать обстановку, готовясь к новым санкциям и прорабатывая стратегии защиты от них.

«Безусловно, это позитивный момент, однако психологически влияет на отечественный валютный рынок», — поясняет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

И нефть не помогает

Рубль проигнорировал даже растущую, как на дрожжах, нефть: Brent преодолела отметку 86 долларов за баррель.

Старожилы российского рынка таких эпизодов не припомнят. Очевидно, что спонтанность и непредсказуемость санкций заставляет «на всякий случай» нервничать участников рынка и сохранять в качестве расчётной базы американский доллар, — говорит Рожанковский.

Грачев, в свою очередь, полагает, что рынок пока не отработал фактор стремительно дорожающей нефти. К тому же в эти дни проходит государственный визит президента РФ Владимира Путина в Индию, в ходе которого ожидается подписание контракта на поставку комплекса С-400. Это событие может остановить курс доллара на уровне 65,80 рублей в конце текущей недели, полагает аналитик.

По словам Капустянского, обострение новостного фона идеально совпало с технической картиной: валютная пара доллар/рубль на этой неделе оттолкнулась от долгосрочной поддержки 64,80 и продолжила рост.

«Пока этот рост можно интерпретировать как локальный — с целью 68. Однако не исключено, что валютная пара снова пойдет в сторону 70. Фундаментальный факторы глобально сейчас играют против рубля», — рассуждает он.

Предела нет?

Доллар дорожает не только к рублю: за минувшие сутки его Индекс DXY подскочил до максимальной отметки с июля 2017 года. Это очень большие значения для «американца», даже если предположить отложенный эффект от действий ФРС, обращает внимание Рожанковский.

«При таком необоснованно завышенном против всех валют мира долларе в США продолжится тренд на углубление внешнеторгового дефицита, что совершенно невыигрышно для Дональда Трампа накануне ноябрьских выборов в Конгресс, перед которыми волей-неволей ему придётся суммировать успехи и неудачи своих реформ. То есть, даже на фоне укрепляющейся нефти, у рубля сохраняется понижательный тренд. Промежуточная техническая цель — 68 за доллар», — прогнозирует он.

Вместе с тем, по словам эксперта, есть и маленькая хорошая новость для рубля. По технической картине он продолжает совершать длительные ациклические колебания внутри долгосрочного торгового канала, ограниченного уровнями 56 и 72 рублей за доллар. Это достаточно стрессовые значения, и края этой траншеи рубль укрепил в непростые времена усиления санкций на фоне низкой нефти.

«Как следствие, я вижу ситуацию с рублём в таком ракурсе, что выше 72 и ниже 56 рубль в ближайшее время идти вряд ли решится», — резюмирует аналитик.

А вот аналитик компании «ФинИст» Алексей Игнатенко полагает, что предела падения нет: и хотя в настоящий момент нет оснований полагать, что мы увидим доллар по 100 рублей, это может измениться в любой момент.

Не время для прогнозов

Эксперты единодушны в том, что на курсы валют сегодня влияет слишком много непредсказуемых факторов. До окончания года предстоит еще несколько значимых событий — промежуточные выборы в США 6 ноября, вступление в силу санкций в отношении Ирана с 4 ноября и вероятность введения новых санкций США в отношении банковского сектора и госдолга России. Все эти факторы имеют высокую степень неопределенности, поэтому аналитики не рискуют предсказывать курс рубля к окончанию года.

Сказать, как долго рынок будет падать и как быстро произойдёт восстановление, не может никто. В целом, падение прекратится после того, как уляжется паника на рынках и закончится срочный вывод активов теми, кто в результате переоценки рисков вынужден был быстро избавляться от каких-то российских бумаг или переводить рублёвые активы в активы, номинированные в иностранной валюте, предсказывает Игнатенко.

«Но не удивлюсь, если в перспективе мы увидим и доллар, и евро выше 80 рублей. Для экономики это, кстати, было бы полезно, так как сделает российские товары и услуги более конкурентоспособными», — заключает он.