Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Зачем Минпромторгу развивать ларьки?

Магазины, объединённые единым названием, чей доход не превышает два миллиарда рублей, предлагается вывести из-под действующих норм предельной 25-процентной доли присутствия торговой сети в населённом пункте и запрета на возврат просроченных продуктов. Соответствующий законопроект размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. уверен, что мера поможет развитию малого и среднего предпринимательства. В и , наоборот, опасаются, что недобросовестные ретейлеры смогут воспользоваться предложенным послаблением и перевести часть бизнеса в формат «у дома», что позволит им уйти от недавно принятых жёстких ограничений. Насколько оправданны тревоги законодателей, разбиралась «Парламентская газета».

Зачем Минпромторгу развивать ларьки?
Фото: АГЕНТСТВО МОСКВААГЕНТСТВО МОСКВА

Потребитель не должен оплачивать ошибки ретейла

Видео дня

В ноябре прошлого года Президент России подписал федеральный закон, инициированный вице-спикером Госдумы и сенатором , который устанавливает запрет торговым сетям на возврат поставщику нереализованных скоропортящихся продуктов, срок годности которых не превышает 30 дней. Речь идёт о свежем мясе и рыбе, продуктах из них, молочной и кондитерской продукции, хлебобулочных изделиях, овощах и фруктах, которые занимают 70 процентов в общем объёме торговли крупных компаний.

Крупные монополисты ранее понуждали производителей заключать невыгодные договоры о возврате, перекладывая на них свою ответственность за то, что заказали больше продукции, чем требуется. К примеру, до принятия поправок хлебобулочных изделий возвращалось до 50 процентов от поставок. Теперь же сетевикам придётся закупать столько продуктов, сколько они реально смогут продать, а все расходы за утилизацию просроченных товаров будут нести самостоятельно без привлечения поставщиков.

Отмечая важность поправок, председатель Госдумы заявил, что принятый закон «поможет сельхозпроизводителям сбывать свою продукцию и защитит их права».

«Само по себе соблюдение условий договора означает, что производитель получает горизонт планирования, расширение своего производства, повышение качества рецептуры, расширение ассортимента, что, безусловно, выгодно всем покупателям, гражданам России» — так в ноябре прошлого года перед принятием Госдумой закона в третьем, окончательном чтении объяснила суть поправок вице-спикер палаты Ирина Яровая.

Кстати, по подсчётам экспертов, поставщики смогут ежегодно экономить на возвратах до 80 миллиардов рублей, а покупатели перестанут покрывать эти расходы из своих кошельков.

Одинаковые вывески — не значит один хозяин

На этом «разборки» с торговыми сетями на федеральном уровне не закончились. В декабре прошлого года вице-премьер поручил Минпромторгу, и разработать поправки в законодательство, предполагающие либерализацию регулирования для субъектов малого и среднего бизнеса.

Речь, в частности, шла о необходимости пересмотреть методику расчёта доли присутствия торговой сети, которая на уровне муниципалитета или городского округа сейчас составляет 25 процентов, и не учитывать при этом небольшие продуктовые магазины формата «у дома», объединённые одним названием. То есть работающих по партнёрской схеме в рамках франчайзинга.

Сегодня такие небольшие магазинчики с единой вывеской, но разными хозяевами, приравниваются к торговым сетям, что накладывает определённые ограничения, в том числе по отсрочке платежей за поставки и стимулированию продаж через бонусы, которые сегодня распространяются на отношения между поставщиками и крупными компаниями-ретейлерами.

Разработанный Министерством промышленности и торговли законопроект предполагает вывод продуктовых лавчонок из-под «санкций», закрепив в понятии торговой сети критерии по разграничению малого, среднего и крупного бизнеса.

Считать крупной торговой сетью предлагается предприятие, имеющее несколько дочерних торговых объектов с единым управлением и совокупным ежегодным размером выручки более двух миллиардов рублей. Предприятия, чьи доходы ниже двух миллиардов, следует относить к среднему бизнесу.

Шаг вперёд и два назад

С виду всё неплохо: магазинчики рядом с домом могут конкурировать с сетями и тем самым по меньшей мере сдерживать рост цен, к тому же, по мнению экспертов, мера поспособствует более точному правовому регулированию отрасли. Однако законодатели считают, что у инициативы, по крайней мере в нынешней её редакции, больше минусов, чем плюсов.

Комментируя новацию Минпромторга, депутат Госдумы сказала «Парламентской газете», что крупные монополисты могут воспользоваться предложенным послаблением и выведут бизнес из-под действия принятых ранее жёстких ограничений. Да и размер годичной выручки малых торговых форм также настораживает.

«Выручка в два миллиарда рублей — это чересчур много. Поделите на 12 месяцев и получите месячный доход — это немаленькое предприятие. Конечно, торговые сети могут раздробиться и отдельно зарегистрировать множество таких точек, чтобы выйти из-под закона, который мы с таким трудом продвигали. И всё вернётся на круги своя», — пояснила Боева свои опасения.

Член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Аркадий Пономарёв считает, что законодательные нормы для торговых сетей и мелкорозничной торговли должны быть одинаковыми.

«У нас должно быть единообразие подходов. Какая разница — торговая сеть или розница? Есть подход к товару, поставляемому поставщиком продавцу вне зависимости от формата предприятия. Во всём мире не существует никаких отдельных законов для небольших магазинов и крупных сетей», — отметил депутат.

Как заявил Лисовский «Парламентской газете», законодатели всесторонне изучат инициативу Минпромторга и не допустят принятия закона, который не отвечает интересам граждан.

Первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский также в поправках видит вполне очевидный, не внушающий оптимизма смысл.

«Первые впечатления от документа — всё сделано для того, чтобы дать возможность торговым сетям продолжать заниматься поборами с поставщиков. Собирать, по сути, незаконную дань», — поделился своими опасениями сенатор.

Возможно, таких подозрительных перекосов и не возникло бы в документе, обратившись министерство заранее в Совет Федерации и Госдуму за экспертной оценкой инициативы, но этого сделано не было. Как заявил Лисовский «Парламентской газете», законодатели всесторонне изучат инициативу Минпромторга и не допустят принятия закона, который не отвечает интересам граждан.