Ещё
Кто останется без прибавки к пенсии с 1 января
Кто останется без прибавки к пенсии с 1 января
Личный счет
Россиянам хотят запретить унижать коллекторов
Россиянам хотят запретить унижать коллекторов
Личный счет
Банки много лет наживались на доверчивости россиян
Банки много лет наживались на доверчивости россиян
Личный счет
"В Европе не нужен американский СПГ"
"В Европе не нужен американский СПГ"
Экономика

Пенсионный возраст повысили, риски бюджета остались 

Старение россиян признали риском для бюджета
Фото: РИА Новости
Старение населения остается основным вызовом для расходов бюджета, предупреждает в бюджетном прогнозе до 2036 г. В понедельник его утвердило правительство, пишут "Ведомости.
За 17 лет число женщин в возрасте до 55 лет и мужчин до 60 сократится на 2,7 млн человек, в основном в течение ближайших пяти лет, прогнозирует Минфин, а людей старшего возраста, напротив, вырастет более чем на 5 млн Проблема остается актуальной, несмотря на повышение пенсионного возраста с 2019 г. : до 65 лет — для мужчин и 63 — для женщин. ждет, что за счет реформы число занятых людей вырастет на 1,8 млн человек к 2024 г. Максимум на 1,5 млн человек к 2035 г., что несопоставимо с сокращением занятых из-за старения населения, спорил замдиректора Центра трудовых отношений .
Правительство уже предпринимает шаги, чтобы снизить демографические риски, пишет Минфин. И перечисляет меры, к которым обращаются другие страны для решения проблемы старения населения и повышения справедливости пенсионной системы, систем социальной защиты и здравоохранения. Например, кроме повышения пенсионного возраста власти других стран повышают стимулы для работы после выхода на пенсию и ужесточают условия для досрочного выхода. Страны также активно реформируют системы здравоохранения, пишет Минфин: увеличивают не просто продолжительность жизни, а именно здоровой жизни. Еще одна мера, которую разрабатывают страны , — поэтапно сокращают социальные выплаты и льготы с ростом доходов их получателей, но постепенно, чтобы у человека не появлялось желание уходить с работы в неформальный сектор. Уход в тень стал массовой тенденцией, жалуется Минфин, и серый фонд оплаты труда (налоги выплачиваются частично или не платятся вовсе) достигает 10 трлн руб. в год. Если темпы сокращения доли добросовестных налогоплательщиков сохранятся на уровне последних 5–10 лет, выпадающие доходы бюджетов к 2034 г. могут достичь 1,5 п. п. ВВП ежегодно, пишет Минфин.
Но для России идея постепенного сокращения льгот для тех, чей заработок растет, не подходит, считает Овчарова: большинство пособий и так не достаются бедным.
Есть и другие риски для бюджета, предупреждает Минфин. Если бюджету придется платить по обещаниям, данным инвесторам в проектах ГЧП. Например, по механизму минимального гарантированного дохода государство обязано обеспечить частному партнеру доход не меньше, чем установлено в соглашении. По оценкам аналитиков InfraOne, забалансовые обязательства бюджета по ГЧП и концессионным проектам в 2018 г. достигли 470 млрд руб. (3,3% госдолга, или 0,5% ВВП). Единой системы учета и контроля таких обязательств нет, объясняет замминистра финансов . Нужно усилить контроль на всех стадиях реализации проектов, предлагает Минфин.
Видео дня. Россияне отметили рост цен на продукты
Комментарии5
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео