«Это путь к торговым войнам». Какие сигналы Путин послал мировым элитам и как за ними следили на ПМЭФ

Политическая и бизнес-элита из России и десятков иностранных государств в эти дни собралась в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме. Крупнейшая площадка, где обсуждаются самые актуальные (причем для всех стран-участниц) темы экономического развития. Да и от социальных вопросов уйти не удается – без успешной экономики нет достойной социалки. Девизом форума стало заявление: «Формируем повестку устойчивого развития, которая отвечает общим озабоченностям международного сообщества и имеет большое актуальное значение».

В Северную столицу ожидаемо приехали политики и бизнесмены из дружественных Китая, Армении, Венесуэлы, Индии и ряда других стран. А вот гостей из США многие вряд ли надеялись увидеть на площадке ПМЭФ в силу напряженных отношений между нашими странами, но и они стали желанными и дорогими гостями. Сами же американские предприниматели, словно оправдываясь, даже признались, что они совершенно не поддерживают политику своего лидера и его администрации по отношению к России. Напротив, бизнес хочет инвестировать в российскую экономику и видит в ней огромный потенциал.

Инвестиции в экономику и человеческий капитал, реализация нацпроектов, очистка страны от мусора, развитие малого предпринимательства – эти и другие вопросы вошли в обширную повестку Питерского форума. Однако самым ожидаемым событием, конечно, стала пленарная сессия, ключевыми спикерами которой были президенты – российский лидер Владимир Путин, глава КНФ Си Цзиньпин, президент Болгарии Румен Радев, глава Армении Никола Пашинян, премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.

Владимир Путин назвал мировую торговлю «главным драйвером сложившейся модели глобализации». Но уже во втором десятилетии XXI века стремительный рост прекратился, а «достигнутое в 2008 году отношение мировой торговли к глобальному ВВП так и не восстановилось». «По сути, глобальная торговля перестала быть безусловным двигателем мировой экономики. А новый двигатель, роль которого должны были сыграть суперсовременные технологии, пока еще проходит отладку и не заработал на полную мощность. Более того, мировая экономика вошла в период торговых войн и растущего уровня прямого и скрытого протекционизма», – начал свое выступление Путин.

Президент, как и 12 лет назад, говорил об опасности перерождения универсалистской модели глобализации. Он констатировал, что Соединенные Штаты пытаются распространить «свою юрисдикцию на весь мир».

Есть и второй сценарий мирового развития – «фрагментация глобального экономического пространства политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его силовое продавливание». Но это путь, ведущий к «бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может быть, даже не только торговым, образно говоря, к боям без правил: всех против всех».

Избежать такого развитие событий позволит диалог и договоренности между странами. В отличие от тех же США, к диалогу и компромиссам Россия готова, как Китай. Глава КНР Си Цзиньпин в подтверждение своих намерений на дружбу и сотрудничество с Россией для начала поделился со всеми своим восторгом от прогулки по Неве в компании президента Владимира Путина. Да и в дальнейшем вся его речь свелась к одному: Китай – надежный и верный друг и партнер России. Двум странам совместно нужно решать не только экономические и экологические проблемы, но и отвечать на вызовы времени – усиление гегемонизма (конечно, со стороны США). Лидер КНР заверил президента Путина и всех участников ПМЭФ, что «Китай будет вместе со всеми странами, руководствуясь концепцией устойчивого развития, трудиться ради общего будущего человечества, выступать за многосторонность, совершенствовать системы глобального управления, способствовать прочному миру на планете, рука об руку открывать светлое и процветающее будущее», – заявил Си Цзиньпин.

В общем, в той или иной степени во время выступлений первых лиц камушки летели в огород Соединенных Штатов Америки. Похоже, это единственная страна, точнее ее политическая и бизнес-элита, вершители судеб, разрабатывают и реализуют сценарии вооруженных конфликтов и торговых войн. Вечный поиск внешних врагов ни к чему хорошему не ведет ни США, ни тех, кто мог бы, или даже хотел бы стать надежным партнером Америки.

Вряд ли участники форума ожидали, что пленарка продлится больше трех часов. За час-полтора до начала начался сбор «слушателей» в живую – тех, кто имел доступ в главный зал форума. Это руководители иностранных государств, члены российского кабмина, депутаты и сенаторы, губернаторы, бизнесмены, главы госкорпораций. Были представители творческой интеллигенции, например, Валерий Гергиев. Организаторы не забыли пригласить и относительно недавно получившего российское гражданство американского актера Стивена Сигала.

Пленарка на многочисленных экранах по всего Экспофоруму – это еще далеко не все. Цифровизация (эта тема стала одной из ключевых на ПМЭФ) глубоко проникла в жизнь каждого, и сегодня сотового телефона нет только у новорожденных младенцев. И именно телефоны позволили всем желающим почувствовать себя фотографами, видеооператорами – для участников пленарки создали настоящий живой коридор. По нему поначалу и шли все, кто прибывал на форум и за кем охотились журналисты.

Однако, заметив перед собой уже не живой коридор, а стену из фото- и видеокамер, знаменитости сворачивали, только бы не столкнуться с любопытной толпой журналистов и не быть затянутыми в бесконечные фотосъемки с обычными людьми. С другой стороны, маловероятно, что кому-нибудь удалось бы заселфиться, например, с главой «Газпрома» Алексеем Миллером или сыном генпрокурора Юрия Чайки Артемом – для начала нужно было бы пробиться через многочисленных телохранителей этих персон. Выручил все тот же Стивен Сигал, который, пусть и с небольшой охотой, но откликался на просьбы сфотографироваться.

Далеко не все из тех, кто остался за стенами пленарки, пожалел об этом. Еще бы: сидеть в темном зале три часа, слушать, пусть и актуальную дискуссию – это настоящее испытание. Выдержал его не каждый – уже часа через полтора-два вереница слушателей потянулась из зала (собственно, президента послушали, и достаточно). А вот участникам, не попавшим в зал, уж совершенно точно было куда комфортнее развалиться на мягких пуфах перед огромными экранами с трансляцией пленарки – вот тебе и президент, и главы государств. Вроде бы и на экране, но внутри-то знаешь, что вещают они буквально вот за соседними дверями.

Пока одни сидели в зале, другие расположились с комфортом – кофе, разговоры, прогулки по стендам крупнейших компаний и российских регионов, фотосессия около Ауруса или более привычного и знакомого МерседесА, пообщаться с роботами, разработанными и собранными в России. Ничего из этого слушатели в зале (значительная часть которых – статусные люди) позволить себе не могли ни при каких обстоятельствах.

Что удивительно, пусть участники форума и находились, что называется, по разные стороны от Путина, а оптимизм, кажется, у них был один на всех. Потенциал у мировой экономики есть, а у российской и подавно – одни нацпроекты чего стоят с их беспрецедентным финансированием. И, самое главное, бизнес заявляет, что готов вкладываться в экономику России и ждет расширения рынка. Взамен – комфортные, открытые и понятные условия работы.