Президент США Дональд Трамп поручил своим помощникам придумать способы девальвации доллара. О необходимости ослабления национальной валюты американский лидер говорил едва ли не с того момента, как переступил порог Белого дома, но добиться этого так и не смог. Однако настойчивости ему не занимать.
По данным Bloomberg, тему доллара Трамп поднимал на прошлой неделе в ходе собеседований с Джуди Шелтон и Кристофером Уоллером, которых предложил на должности в совете управляющих Федеральной резервной системы. Он посетовал, что сильная валюта может охладить экономический бум, который является важным аргументом в его новой президентской кампании. При этом главный экономический советник президента Ларри Кадлоу и министр финансов Стивен Мнучин выступают против искусственной девальвации, сообщили источники агентства.
Между тем, опасения президента относительно замедления экономического роста разделяет председатель ФРС Джером Пауэлл. В ходе своего выступления в Конгрессе в среду он особо подчеркнул риски, с которыми сталкивается сегодня американская экономика: ухудшение деловых настроений, глобальное замедление активности в обрабатывающих отраслях и устойчиво низкую инфляцию.
По мнению некоторых аналитиков, все это может подтолкнуть Центробанк к ускоренному снижению процентной ставки: возможно, сразу на 0,5% уже в июле.
Для разгона экономики сгодится все
Вероятность, что Белый дом разработает и реализует меры по девальвации доллара, достаточно высока, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Тем более что у ФРС уже существует серия «финансовых манёвров», о возможном внедрении которых ранее уже заявляли представители регулятора.
«В условиях, когда фондовые рынки находятся на своих исторических максимумах, госдолг доходит до 98% ВВП, а способы дополнительного увеличения доходов почти исчерпаны, запаса в 2,5% ключевой ставки может не хватить для противостояния макроэкономическим шокам», — отмечает эксперт.
Дональд Трамп настороженно относится к странам-конкурентам США и считает, что сильный доллар угрожает американской экономике, которая находится в сложных условиях, напоминает он.
Индексы промышленного производства и деловой активности в США снижаются, однако происходит это из-за крепкой валюты или нет — вопрос спорный, добавляет заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. Тем не менее, экономика США сейчас находится в весьма непростом состоянии, государственный долг может увеличиться фактически до 99% годового ВВП, индекс делового производства замедляется.
В тоже время рынок труда демонстрирует сильные позиции, а фондовый рынок находится вблизи своих исторических максимумов, несмотря на международные конфликты, которые зачастую сами США и инициирует.
«Такое положение дел делает Америку очень уязвимой перед внешнеэкономическими шоками. Нуриель Рубини в своём прогнозе заявил, что у США может не хватить сил выправить ситуацию, поэтому правительство обязано искать все возможные варианты для того, чтобы уменьшить давление госдолга и разогнать экономику, в том числе и метод девальвации национальной валюты», — отмечает аналитик.
Рублю — плюс, бюджету — минус
От девальвации доллара напрямую пострадают держатели внешнего долга США и экспортёры сырья, номинированного в долларах США (в том числе нефти), предупреждают эксперты. Правительство России часть этих угроз нивелировало за счёт снижения своего участия в американском госдолге.
«Однако волна укрепления валют развивающихся рынков, вызванная девальвацией доллара, фактически серьёзно сократит значимость нефтяных сверхдоходов и окажет давление на наполняемость бюджета за счёт налогов с экспорта», — прогнозирует Люшин.
Сейчас фактически у Трампа нет никаких рычагов влияния, и до сих пор ФРС не особо прислушивалась к позиции администрации президента. Но у самого регулятора, как правило, слова не расходятся с делом, и после свежих заявлений его главы нет никаких сомнений в том, что ставка снизится — вопрос только в размерах снижения, считает руководитель аналитического отдела ИК «Инстант Инвест» Александр Тимофеев.
По его словам, доллар уже постепенно слабеет. Еще недавно россияне жили в реальности, когда он стоил 65−67 рублей, а сейчас рынок говорит о том, что 62 рубля — адекватная цена для американской валюты. Но при этом не стоит ожидать, что курс упадет на 20−30%, предостерегает эксперт.
Если ставка ФРС будет снижена на 0,5%, при прочих благоприятных условиях, российская валюта может пробить порог в 62 единицы, чтобы закрепиться в новом торговом диапазоне 60 — 62, считает Деев. Факторы риска для рубля он видит в мировой напряженности и настороженности инвесторов, что ограничит потенциал роста. Вероятность снижения ключевой ставки Банка России также не позволит рублю вырасти выше 60 к доллару.
С одной стороны, россияне в этих условиях станут жить чуть получше, но глобального воздействия на них эта ситуация не окажет, уверен Тимофеев. Безусловно, политика Трампа помогает России, но главная задача США — обеспечить американской экономике более быстрый рост (сейчас она растет примерно на 3% в год). Российская же экономика, напротив, близка к тому, чтобы скатиться в рецессию.
«Если ожидаемые структурные реформы начнутся, России будет неважно, какую политику ведет Трамп, так как у нас достаточно своих внутренних ресурсов для роста», — заключает эксперт.