Япония и Южная Корея оказались на грани торговой войны

Давние противоречия между Японией и Южной Кореей вышли за пределы дипломатии, в результате чего 3-я и 11-я по величине экономики мира оказались на грани торговой войны, пишет Asia Times.

Новое противостояние, назревающее между двумя союзниками Вашингтона в Северо-Восточной Азии, грозит сейсмическими сдвигами не только в мировой цепочке поставок электроники, но и в региональной геополитике. При этом обе стороны не желают деэскалации, а традиционный посредник Вашингтон держится в стороне.

Правительство Японии ранее в этом месяце объявило о введении новых ограничений на экспорт высокотехнологичных материалов в Южную Корею, сославшись на "значительный ущерб", нанесенный доверительным отношениям двух стран. Теперь для экспорта в Южную Корею трех видов материалов (фторированного полиимида, фтористого водорода и резистов), используемых в процессе производства полупроводников и дисплеев для смартфонов и телевизоров, будут требоваться индивидуальные заявки.

Двусторонние отношения Токио и Сеула ухудшились на фоне требований Южной Кореи о выплате компенсаций за принуждение к труду жителей страны в период колонизации Японией Корейского полуострова в 1910-1945 годах.

В октябре Верховный суд Республики Корея оставил в силе вынесенный в 2013 году приговор, согласно которому японская компания Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp. должна выплатить компенсации четырем южнокорейским рабочим за принудительный труд на ее заводах во время Второй мировой войны. Япония осудила решение суда.

Токио утверждает, что вопрос о компенсации за использование подневольного труда корейцев уже был урегулирован соглашением от 1965 года, в соответствии с которым Япония предоставила Южной Корее финансовую помощь в размере $500 млн.

Более жесткие меры экспортного контроля в Японии могут замедлить процесс экспорта на несколько месяцев, нанеся удар по южнокорейским технологическим гигантам, таким как Samsung Electronics Co, SK Hynix Inc и LG Display.

Японским компаниям также может быть нанесен сопутствующий ущерб, поскольку некоторым из них требуются компоненты корейского производства и они могут потерять ценных корейских клиентов. Однако такой ущерб почти наверняка был учтен в расчетах Токио.

Министр финансов Южной Кореи Хон Нам Ки заявил, что не исключает возможности прямых контрмер против Японии, если Токио будет сохранять ограничения на экспорт высокотехнологичных материалов южнокорейским компаниям в течение длительного времени. Южнокорейские пользователи социальных сетей начали призывать к бойкоту японских товаров, включая автомобили и пиво. Были также призывы избегать Японии как места отдыха.

Сеул решил обратиться во Всемирную торговую организацию, чтобы оспорить действия Токио. Однако Япония может заявить, что она просто изменила процесс экспорта в Корею, а не остановила поставки. С другой стороны, ВТО в апреле впервые постановила, что соображения национальной безопасности могут служить основанием для торговых ограничений. Это именно те основания, на которые ссылается правительство Японии.

Как сообщали "Вести.Экономика", министр иностранных дел Южной Кореи Кан Гён Хва пожаловалась на Японию госсекретарю США Майку Помпео. Однако Вашингтон отказался от посредничества в этом конфликте.

Между тем, Япония уже подготовилась к дальнейшей эскалации. Токио дал понять, что в августе Корея может быть исключена из "белого списка" стран, которые могут относительно легко покупать японские электронные компоненты, рассматривающиеся как важные для национальной безопасности.

Если это произойдет, другие важные сектора корейской экономики, такие как автомобильный сектор, будут поставлены под угрозу. При отсутствии неожиданного развития событий или вмешательства США ухудшение ситуации выглядит вероятным.

Если между азиатскими экономическими гигантами разразится торговая война, она будет иметь неисчислимые последствия для запутанных цепочек поставок электроники по всему миру. Это окажет дополнительное давление на мировую экономику, которая уже пострадала от торговой войны между Вашингтоном и Пекином. Последствия могут выходить за рамки экономики. Если США вмешаются и встанут на сторону Японии, Южная Корея может перейти на орбиту Китая.

В то время как Китай является крупнейшим торговым партнером Южной Кореи и Японии, Токио доказал свою готовность противостоять Пекину как на дипломатическом фронте, так и в сфере безопасности, а Сеул - нет. Если Сеул сблизится с Пекином, это может изменить ситуацию в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии.

В то же время свою роль может сыграть северокорейский фактор. Если сближение Пхеньяна и Вашингтона ускорится и подарит президенту США Дональду Трампу столь необходимую дипломатическую победу, отношения с Сеулом могут стать для него более ценными, что будет означать крайне неблагоприятный сценарий для Токио.