Центробанкам надоело в одиночку спасать глобальную экономику

Руководители регуляторов намерены привлечь политиков для предотвращения спада.

Центробанкам надоело в одиночку спасать экономику
© Вести Экономика

Глобальные центробанки играют центральную речь, когда речь идет о поддержке мировой экономики. Однако многие регуляторы настаивают на том, что правительства должны присоединиться к ним в этом процессе.

На фоне замедления роста мировой экономики Федеральный резерв, ЕЦБ и, возможно, даже Банк Японии настроены на смягчение денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы, отмечает Bloomberg. Однако пространства для маневра у них не так много, как раньше, так что руководители регуляторов, по информации издания, намерены обратиться к политикам.

И произойти это может уже 17 июля, когда банкиры и министры финансов стран "большой семерки" встретятся для переговоров во Франции. Встреча будет происходить на фоне опасного этапа для мировой экономики: непредсказуемая торговая война угрожает спровоцировать более глубокий спад, а некоторые рынки облигаций сигнализируют о растущей вероятности рецессии.

Причем принимающая сторона этого саммита, Франция, может поддержать инициативу и предложить как минимум принять ее к сведению. Выделенные Эммануэлем Макроном € 17 млрд в ответ на протесты “Жёлтых жилетов”, возможно, противоречила его обещаниям по сокращению дефицита, но это была удачная идея на фоне глобального спада, отмечают в Bloomberg. Ожидается, что рост экономики Франции в 2019 году опередит средний показатель по еврозоне впервые за шесть лет.

“Мы видим, что политические риски растут повсюду, поэтому решение проблемы нехватки роста, которое идет на пользу всем, весьма актуально”, - сказал Лоуренс Бун, главный экономист ОЭСР, - Этого нельзя достичь только с помощью денежно-кредитной политики”.

Центральные банки уже готовы сыграть свою роль в поддержании экономического роста. Председатель ФРС Джером Пауэлл неделей ранее почти подтвердил, что он снизит процентные ставки в этом месяце. К аналогичным действиям склоняется и глава ЕЦБ Марио Драги.

Но сейчас они вряд ли смогут многое сделать без дополнительной поддержки: балансы регуляторов раздуты, ресурсы ограничены. Например, Федеральная резервная система имеет базовую ставку вдвое ниже, чем до прошлых спадов. Банк Японии и ЕЦБ уже имеют отрицательную ставку.

“Мы рассчитываем на то, что новой кредитно-денежной политикой станет бюджетная политика”, - прокомментировал ситуацию Эндрю Босомворт из Pacific Investment Management Co.

При этом Пауэлл, отмечая неустойчивость бюджетной политки США в долгосрочной перспективе, тем не менее полагает, что “нехорошо, когда денежная политика является основным способом решения проблемы”. В 2018 году США дополнительные $1,5 трлн за счет налоговой реформы Трампа, но эффект от этого импульса уже ослабевает.

Марио Драги также сетует на то, что денежно-кредитная политика взяла на себя “непропорциональное’ бремя в последнее десятилетие.

При этом предполагается, что инициативу должна озвучить уже Кристин Лагард, которая в ноябре сменит Драги на посту руководителя ЕЦБ. Тем более, что глава МВФ уже отмечала, что при следующем экономическом спаде “фискальное стимулирование, где это возможно” будет необходимо. Управляющий Банка Англии Марк Карни, потенциальный кандидат на место Лагард в МВФ, также выдвинул эту идею.

Призывы этих руководителей будут иметь дополнительный вес, учитывая обвал мировой доходности облигаций, делающий более дешевым заимствование для правительств. Причем среди европейских стран наиболее перспективной в этом плане представляется Германия.

Однако есть и проблема с большими коэффициентами задолженности. Франция, например, близка к 100%, у Италии показатель еще выше.

Одним из решений зоны евро, по мнению ОЭСР, будет проведение фискального стимулирования в одних странах параллельно со структурными реформами в других, в сочетании с мягкой денежно-кредитной политикой. По оценкам ее экспертов, совместные усилия позволят увеличить рост ВВП примерно на 0,75% в этом и следующем годах.

Возможно, со временем центральные банки и правительства объединят свои усилия, если левые партии будут чаще побеждать на выборах. Некоторые законодатели в США и Великобритании продвигают современную монетарную теорию, основанную на том, что страны с собственной валютой могут ускорить экономический рост с помощью бюджетных расходов.

“Если текущая нетрадиционная политика была скачком вперед от традиционных мер, будущий политический ландшафт может потребовать еще более радикального сдвига", - отмечает Альберто Галло, макростратег из Algebris Investments.

Тем временем, участники встречи "Большой семерки" могут вспомнить последний кризис, когда их правительства слишком быстро отказались от стимулирования. Тогда, в 2010 году мировая экономика едва избежала рецессии.

“Для большинства развитых индустриальных стран пространство для маневра в денежно-кредитной политике крайне ограничено, - поясняет Виллем Бюйтер, бывший член правления Банка Англии, а ныне специальный экономический советник Citigroup, - Нам нужны финансовые инструменты, чтобы обезопасить себя от возможного скатывания в глобальную рецессию”.