Доллар может утратить статус основной резервной валюты, и этот процесс, по сути, уже начался, считают аналитики JP Morgan. С 2008 года доля доллара в резервах мировых ЦБ неумолимо снижается, зато растет доля евро и золота, напоминают они. Кроме того, на фоне торговых войн, затеянных президентом США Дональдом Трампом, многие страны разрабатывают платежные механизмы, которые позволят обойтись без американской валюты. И они будут развиваться, даже если Трамп уйдет, прогнозируют эксперты.
В истории человечества ни одна резервная валюта не смогла удержать свои лидирующие позиции: это «звание» переходило из рук в руки по мере смещения мировых экономических центров. И нет никаких причин полагать, что доллар станет исключением, уверены в JP Morgan.
Принято считать, что свое доминирующее положение валюта США приобрела после подписания Бреттон-Вудского соглашения, вытеснив британский фунт. На самом деле, фунт слабел на протяжении многих десятилетий до этого события. А становлению доллара способствовало появление ФРС в 1913 году и резкое экономическое усиление США после Первой мировой войны.
ФРС помогла создать в стране зрелый рынок капитала и скоординированную денежно-кредитную политику. Оба фактора — обязательное условие для страны, претендующей на эмиссию мировой резервной валюты.
Но сегодня на пятки США уже наступает Китай, доля которого в глобальной экономике за последние 70 лет выросла в четыре раза и достигла 20%. И он все больше лидирует не только в производстве дешевых товаров, но и высокотехнологичных.
Есть и другие сильные азиатские страны, вроде Индии, которые быстро растут благодаря молодому населению и развитию технологического сектора, добавляют эксперты. В целом на долю азиатской экономической зоны приходятся 50% мирового ВВП и 2/3 мирового экономического роста.
По мере дальнейшего развития региона неминуемо будет снижаться доля расчетов в долларах. В любом случае позиции американской валюты сильно пошатнутся из-за структурных и циклических причин, что приведет к снижению ее курса в среднесрочной перспективе, прогнозируют в JP Morgan.
Доминирование раздражает
Вопрос «свержения» главной резервной валюты имеет, прежде всего, политические корни, считает заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. Миру не нравится, что некто на основании исторического контекста считает себя хозяином международного платёжного средства, поясняет он.
«Такое положение дел дает слишком много привилегий. Во-первых, долг такой страны может расти бесконечно и никто не остановит этого. Во-вторых, можно направлять любое количество денег в любое предприятие, любому адресату, поскольку ты их печатаешь, и они будут в любом случае считаться платёжным средством. А адресатами могут быть криминальные элементы или радикальные организации», — рассуждает эксперт.
По его словам, когда валютное доминирование становится слишком сильным, это перестаёт устраивать мировое сообщество. И сейчас мы стоим на пороге именно такого периода. Согласно массовым прогнозам и аналитическим оценкам, 2019−2020 годы наиболее подвержены риску начала глобального кризиса. Усиливают его затянувшиеся торговые войны, агрессивная внешняя политика и совсем не джентльменское поведение некоторых государств.
Последствием совокупности этих событий может стать девальвация доллара или дефолт экономики США, что однозначно повлечёт за собой смещение доллара с позиции главной, а может и вообще резервной валюты, прогнозирует аналитик.
«Оценивая вероятность такого исхода, мировые игроки заранее готовят „аварийные“ схемы взаимных расчётов. На замену доллару могут прийти вторая резервная валюта — евро, а также валюты первой экономической пятёрки мира, в том числе китайский юань и российский рубль», — предполагает Люшин.
Но дробление на множество равнозначных платёжных средств нерентабельно с точки зрения ведения бизнеса, добавляет он, так как появляется необходимость постоянной конвертации. Поэтому реализация этого сценария на все сто процентов все же маловероятна.
Юань наступает
Кризисный сценарий падения доллара допускает и директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. По его мнению, в этом случае мир может распасться на несколько валютных зон: Мексика — США — Канада, Китай и другие страны Азии, Евразия во главе с Россией и, возможно, Латинская Америка с упором на Бразилию. Не очень понятно, к кому примкнет Япония. Сейчас она следует в фарватере США, видимо, там и останется, предполагает эксперт. Ну, а зона евро уже существует.
«Учитывая темпы роста американского долга, торговую войну США и Китая и тот факт, что Трампу не нравится глобальная экономика в ее нынешнем виде, вполне возможно, этот сценарий станет реальностью уже в ближайшие 5 лет», — предупреждает аналитик.
Формирование нескольких равнозначных региональных валют на каком-то этапе вполне возможно и без кризиса, не исключает он. Но рано или поздно все равно начнет доминировать одна валюта. И, скорее всего, это будет китайский юань.
XXI век — это век Азии, и азиатская экономика будет расти намного быстрее, чем англо-саксонский мир, поясняет эксперт, а Китай останется лидером этого роста. Поэтому юань в любом случае имеет все шансы со временем встать рядом с долларом в качестве мирового платежного средства, и даже оттеснить его на второе место. Но в условиях отсутствия глобальных шоков на это уйдет еще 30−40 лет.
Сильная экономика — залог успеха
Основной проблемой замены доллара в качестве главной резервной валюты является отсутствие надежных альтернатив, развивает тему эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Дмитрий Бабин. Евро в этом плане подвержен таким рискам, как значительные проблемы и дисбалансы европейской экономики, а также дезинтеграционные процессы, нарастающие в ЕС. А золото имеет ограниченные возможности из-за своего относительно небольшого количества и исчерпаемости. К тому же, его трудно интегрировать в системы электронных платежей.
«Переход на систему международных расчетов, основанную на кросс-курсах валют, исключающих конвертацию через доллар, увеличит риски, связанные с нестабильностью финансово-экономических систем многих стран. И в целом это усложнит международные расчеты из-за необходимости учета взаимных колебаний множества валют и негативного влияния этого фактора», — отмечает аналитик.
Тем не менее, продолжает он, благодаря внедрению современных цифровых технологий в платежные механизмы и разработка их новых видов, а также активное распространение таких технологий и механизмов, роль доллара как резервной валюты естественным образом снижается. Однако этот процесс вряд ли приведет к значительному ослаблению статуса доллара как международного платежного и резервного средства.
По словам эксперта, резервный статус доллара — это не только исторически сложившаяся ситуация, но и результат того, что американская экономика остается крупнейшей в мире, а США напрямую или опосредованно задействованы во многих глобальных цепочках поставок и внешнеторговых связях.
«Пока Штаты удерживают столь внушительное место в мировой экономике, их валюта сохранит все основные свойства международного платежного и резервного средства, а также высокую долю в глобальных финансовых транзакциях», — заключает Бабин.