Мировой рынок ждет дефицит бриллиантов

В течение семи лет рынок потеряет около 15 млн каратов алмазов, т. е. более 10%, рассказал в интервью "Ведомостям" президент "АЛРОСА" Сергей Иванов.

Мировой рынок ждет дефицит бриллиантов
© Финмаркет
"Мы исходим из того, что глобальное предложение натуральных бриллиантов будет снижаться на протяжении следующих 10 лет и, даже если мировой спрос на ювелирные изделия будет расти хотя бы на 1-2% в год, возникнет дефицит природных бриллиантов, тогда цена их может серьезно вырасти. Хотя из-за торговых войн США и Китая рост потребления ювелирных украшений может замедлиться", - отметил он.

Цены на бесцветные бриллианты размером больше 5 каратов растут с 1978 г., говорит Иванов: для примера - стоимость розовых бриллиантов за последние 10 лет выросла на 300%. Цены продолжат расти, а глобальное предложение камней будет снижаться на протяжении следующих 10 лет, констатирует он. Это связано с тем, что жизненный цикл действующих активов сокращается, а новых существенных открытий пока нет: "По итогам 1-го квартала этого года мировая алмазодобыча уже сократилась на 4% по сравнению с прошлым годом".

Предложение алмазов упадет на 16% к 2023 г., ожидает аналитик "ВТБ капитала" Дмитрий Глушаков. "Сокращение произойдет в первую очередь из-за закрытия рудника Аргайл Rio Tinto. Другие производители также будут сокращать поставки, новых проектов роста практически нет", - поясняет он. При этом спрос будет расти примерно на 2-3% в год, дефицит будет компенсироваться ростом цен на бриллианты, продолжает эксперт.

США в обозримом будущем останутся крупнейшим рынком потребления бриллиантов (около 50%), но основной прирост потребления будет наблюдаться со стороны азиатских рынков - Китая и Индии: благосостояние граждан этих стран будет расти, говорит эксперт.

"Европейский рынок стагнирует, японский - стабилен, Ближнего Востока - очень волатильный, так как зависит от цен на нефть", - рассказал в интервью Иванов.

"Спрос на бриллианты традиционно связан с ростом доходов населения. Пока растут доходы населения, спрос на украшения с бриллиантами продолжится. Быстрее или медленнее - зависит от возможностей и успеха маркетинговых компаний", - говорит партнер Bain & Company Ольга Линде. Желание видеть бриллиантовое кольцо на безымянном пальце у невест пока остается неизменным, отмечает она.

При этом существенных рисков для отрасли со стороны синтетических камней эксперты не видят. Они займут свою нишу у любителей высокотехнологичных гаджетов, но вряд ли смогут занять существенную долю рынка, кроме как в сегменте мелкого сырья, подчеркивает Глушаков.