Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Сахалин избавился от японского наследия. На это ушло почти 100 лет

На Сахалине закончилась эпоха японского железнодорожного наследия — в конце августа старую узкоколейную железную дорогу, которую строили японцы еще в годы владения частью острова, «перешили» по российскому широкому стандарту. В течение десятилетий узкоколейка была едва ли не главным препятствием на пути развития Сахалина — из-за нее поезда с материка, приходящие на Сахалин паромами, нужно было «переобувать» на местную колею. Работы стоили времени и баснословных денег, однако с новой дорогой лишним тратам пришел конец. Теперь власти планируют увеличить объемы грузоперевозок, скорость транспортировки, а также повысить качество обслуживания пассажиров. Изгнание варягов — в материале «Ленты.ру».

Своя колея. Сахалин избавился от японского наследия
Фото: «Коммерсантъ»«Коммерсантъ»

По накатанной

Видео дня

На Сахалине в августе запустили железную дорогу, «перешитую» по общероссийскому стандарту. На протяжении десятков лет остров был буквально отрезан от остальных железных дорог в стране — ширина колеи железнодорожных путей на нем была 1067 миллиметров, в то время как ширина колеи по общероссийскому стандарту составляет 1520 миллиметров. В результате поезда, которые с помощью паромов переправлялись с материка, были вынуждены «переобуваться» на более широкую колею.

Узкоколейка — наследие времен, когда Сахалин был частью Японии. Южная часть острова до 50-й параллели в 1905 году отошла Токио по итогам русско-японской войны. Получив сахалинские территории, японцы сразу начали строить железнодорожные пути. Сначала они в короткие сроки возвели несколько десятков километров железной дороги с шириной колеи всего 600 миллиметров — это было сделано для того, чтобы закрепиться на полученных территориях. Затем эта железная дорога была перешита на стандартную японскую колею — 1067 миллиметров.

Вновь территория Сахалина стала российской после окончания Второй мировой войны. За 40 лет в составе Японии на острове появились более 700 километров узкоколейных железных дорог. Причем многие участки были построены не на государственные средства, а на частные — японские компании прокладывали их для доставки угля, древесины, оборудования и других производственных грузов. С вхождением Сахалина (уже целиком) в состав СССР все дороги стали советскими и встал вопрос о дальнейшем развитии железнодорожных путей.

Было решено не менять ширину колеи, а продолжать строить пути шириной 1067 миллиметров. На острове также продолжали использовать японские локомотивы и поезда. После Второй мировой войны Сахалин полностью отошел под контроль России, однако на острове по-прежнему использовались японские стандарты колеи и локомотивы. В дальнейшем, в связи с истечением срока эксплуатации СССР был вынужден импортировать из Японии новые составы. Так, некоторые японские поезда, которые ввезли еще в советские времена, доработали на Сахалине вплоть до 2019 года.

Крутой поворот

К началу 1990-х эксплуатационная длина сахалинской железной дороги составляла 1072 километров, однако чуть более чем за десять лет она сократилась до 805 километров из-за вывода из эксплуатации мало используемых участков. В 2003 году руководство «» (РЖД) приняло решение расширить колею во избежание задержек и переплат при транспортировке грузов поездами на материк. На то, чтобы завершить работы, ушло 16 лет — модернизация сахалинской железной дороги стала одним из самых масштабных инфраструктурных проектов РЖД.

Фото: MBxd1 / Wikimedia

В ходе работ, помимо расширения пути, власти также построили на острове десятки новых мостов и водопропускных труб, модернизировали системы сигнализации и блокировки, станционные линии связи, внедрили современные технологии для повышения качества обслуживания клиентов и пассажиров. К осени 2019 года осталось только завершить небольшой участок узкоколейной дороги Холмск — Невельск на западном побережье Сахалина — его собираются расширить следующим летом. Полный переход сахалинской железной дороги на российский стандарт ширины колеи важен в контексте выполнения «Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры», который является одним из приоритетных направлений во внутренней политике России до конца 2024 года.

Президент России подписал указ о 13 главных направлениях (они известны, как нацпроекты) в мае прошлого года.

«Скажем, кто будет строить железные дороги или мосты, или шоссейные дороги, автомобильные, подводить электричество и так далее? Это без государства невозможно сделать, так же как невозможно осуществить некоторые другие структурные вещи», — пояснил Путин летом 2019 года во время прямой линии.

В общей сложности на план по модернизации инфраструктуры выделено 6,4 триллиона рублей.

В рамках плана до конца 2024 года в России собираются увеличить скорость товародвижения на железной дороге, интенсифицировать транзитные перевозки, а также повысить транспортную подвижность населения и в целом повысить уровень обеспеченности регионов транспортом. По итогам выполнения нацпроекта средняя скорость товародвижения, как ожидается, вырастет с 362,3 километра в сутки до 440 километров. Транзитные перевозки контейнеров железнодорожным транспортом должны увеличиться с 615 тысяч двадцатифунтовых эквивалентов (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в 2019-м до 1656 тысяч в конце 2024-го. В целом на федеральный проект «Железнодорожный транспорт и транзит» за шесть лет в России собираются потратить 1,3 триллиона рублей. Ожидается, что план модернизации повысит уровень экономической связанности российских регионов. Однако для этого планируется развивать не только железнодорожные сети, но также авиационную, автодорожную, морскую и речную инфраструктуру.

Бутылочное горлышко

На Сахалине модернизация железной дороги должна способствовать достижению поставленных в нацпроекте целей на Дальнем Востоке. На острове железнодорожным транспортом осуществляется около 20 процентов всех внутренних грузовых перевозок области и около двух процентов пассажирских перевозок. Однако развитие железнодорожного транспорта многие годы тормозилось в связи с наличием старой колеи. Эксплуатационные расходы, связанные с перестановкой вагонов на узкую колею при их прибытии на остров, в 8-10 раз превышали среднесетевые.

Sakhalin.info

Дело в том, что поезда попадали на остров через паромную переправу — три судна, курсирующие между портами Ванино в Хабаровском крае и Холмском на Сахалине (единственная связь острова с материком). После этого составам приходилось следовать в пункт перестановки колес, где их поднимали на домкратах и «переобували» на узкую колесную пару. Только после этого они могли следовать дальше в пункт назначения. Процедура повторялась, когда поезд возвращался на материк, что осложняло как пассажирские перевозки, так и доставку грузов.

Однако теперь поезда могут ходить по железным дорогам Сахалина без «переобувания», экономя время и деньги. Кроме того, в сообщили, что для паромной переправы Ванино — Холмск к трем существующим паромам, введенным в эксплуатацию около 30 лет назад, дополнительно строятся еще два автомобильно-железнодорожных парома. Их начнут использовать в 2022 году. Предполагается, что это в 2,5 раза увеличит провозную способность грузов и в четыре раза — пассажиров.

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Врио губернатора Сахалинской области пояснил, что переход на национальный стандарт колеи позволит повысить качество и пассажирских, и грузовых перевозок, снизит затраты, поскольку в тарифы не придется закладывать расходы на перестановку вагонов. Он также отметил, что широкие тележки более устойчивые, а значит, можно увеличить среднюю скорость движения составов по Сахалину.

«Начинается новая эра сахалинских железных дорог. Это новые объемы грузоперевозок, новые скорости, новый уровень комфорта», — сказал он.

Новый путь

Переход на общероссийский стандарт поможет обновить парк поездов на острове, правда, ждать современных электричек местным жителям пока не стоит — пути не электрифицированы. Люди вынуждены пользоваться автомобильным транспортом, однако ситуация с дорогами в регионе также непростая.

«Только одна треть муниципальных дорог имеет твердое покрытие, две трети дорог — это просто направления», — сказал Лимаренко.

Skr.su

Широкая колея позволила в начале сентября запустить и новый вид транспорта — рельсовые автобусы РА-3. Составы, изготовленные в Московской области, выглядят как укороченные электрички и уже начали курсировать по направлениям Южно-Сахалинск — Корсаков, Холмск — Томари и Южно-Сахалинск — Томари. Рельсобусы быстрее аналогов и развивают скорость до 120 километров в час. В 2020 году власти Сахалина планируют закупить еще четыре рельсовых автобуса.

Врио губернатора Валерий Лимаренко назвал запуск обновленной железной дороги на Сахалине важным шагом на пути к строительству самого значительного для Сахалина транспортного объекта — мостового перехода с острова на материк.

«Мы считаем, что переход будет на материк, будет железнодорожный мост. То, что делается сейчас [расширение колеи] — логический ход перед этим важным историческим событием», — сказал он.

Между тем четких планов по строительству моста, идея которого обсуждается не первое десятилетие, пока нет. В прошлом году президент России Владимир Путин отметил важность этого проекта для развития региона, но в заметили, что мост экономически невыгоден. Более того, сейчас у правительства в приоритете другие инфраструктурные проекты, которые необходимо завершить до 2024 года, сообщили в правительстве. Несмотря на критику в адрес моста, из информационной повестки он не исчезает, а РЖД даже начала предпроектные работы.