Войти в почту

Дело утопающих. Госкомпании назначили ответственными за повышение производительности труда

Производительность труда в России остается на достаточно низком уровне, несмотря на наметившийся в последние годы рост, констатируют эксперты. По оценкам главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, по показателю производительности труда Россия находится на уровне 1980-х годов для стран так называемой «Большой семерки». Это подтверждает и статистика международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): в 2017 году объем ВВП, вырабатываемый каждым трудящимся россиянином за один час работы, составлял 26,5 доллара, тогда как средний показатель для стран ОЭСР составляет 54,8 доллара. По прогнозам Минэкономразвития РФ, в этом году темпы производительности труда снизятся до 1,2 %. Эксперты министерства ждут смены тренда только в 2020 году. По их расчетам, к этому моменту производительность вырастет на 1,8 % в годовом выражении, к 2022 году показатель достигнет 3,1 % и будет оставаться примерно на этом же уровне до 2024 года. Понимая всю серьезность положения, президент России Владимир Путин в прошлом году в своих майских указах поставил задачу ускорения роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство) до 5% в год к 2024 году. На решение этой задачи в том числе работает национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», который стартовал в 2019 году. Однако в правительстве, видимо, не слишком верят в нацпроекты. Дополнительные меры Минэкономразвития РФ разработало проект директив, согласно которым госкомпании должны будут включить в долгосрочные программы развития рост производительности труда на 5% ежегодно до 2024 года. Глава Минфина РФ Антон Силуанов поддержал инициативу, отметив, что без госсектора повысить производительность труда в целом в экономике будет невозможно. «Однозначно, что здесь государство будет действовать через директивы, через указания о разработке планов повышения производительности труда, о повышении экспортных возможностей, о привлечении МСП и так далее, все то, что дает вклад в развитие экономики», – сказал министр. По сути, эти нововведения станут продолжением той работы, которую правительству никак не удается сделать в рамках профильного нацпроекта. Напомним, национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» стартовал с 1 октября 2018 года. Он стал продолжением одноименного приоритетного проекта, который реализовывался с 2017 года. Планируется, что нацпроект затронет 10 тыс. организаций в 85 регионах РФ, а мерами поддержки воспользуются 4,8 тыс. предприятий. На сегодняшний день в рамках национального проекта свои процессы совершенствуют более 500 заводов из 36 регионов РФ. Главными целями проекта стали стимулирование роста эффективности предприятий, снятие лишних административных барьеров и развитие экспортного потенциала. Для выполнения этих задач предусмотрено обучение и стажировка управленческих кадров (всего планируется обучить почти 200 тыс. человек), а также создана система грантовой поддержки, модернизированы службы занятости. В итоге, к 2024 году, власти планируют увидеть ежегодный 5% рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики. Сегодня этот показатель равняется 1,4%. Общее финансирование проекта составит 52,1 млрд рублей, из них 45,7 млрд выделит федеральная казна, 5,6 млрд поступят из внебюджетных источников, 800 млн – из бюджетов субъектов РФ. При этом пока нацпроект числится в аутсайдерах по исполнению. «Я бы сказал, что решение Минэкономразвития обязать госкомпании наращивать производительность труда – это хватание за соломинку. Дело в том, что ни регионы, ни предприятия не горят желанием присоединяться к реализации профильного нацпроекта, а задачи, поставленные президентом, выполнять нужно. Недавно Минэкономразвития предложило расширить меры поддержки предприятий, которые участвуют в нацпроекте по повышению производительности труда. Они планируют оказывать помощь в поиске иностранных партнеров для экспорта продукции. Но пока глобальных сдвигов или каких-то предпосылок к существенному росту производительности труда в РФ нет. Вот в министерствах и выдумывают варианты. Госкомпании – это удобный инструмент, на который у правительства есть рычаги влияния. Однако, не думаю, что им удастся кардинально изменить ситуацию. Для этого нужны структурные сдвиги в экономике страны», – считает ведущий экономист консалтинговой компании «Аудит Плюс» Александр Вешняков. Сомнительная инициатива Еще одной инициативой правительства России, которая, как представляется, может помочь нарастить темпы производительности труда, стало сокращение рабочей недели до четырех дней. Однако и она, по мнению экспертов, является нежизнеспособной и даже вредной. Так, по словам генерального секретаря Союза профсоюзов России Евгения Куликова, под предлогом повышения производительности труда работодатели смогут экономить на заработной плате сотрудникам. «Прирост производительности труда в РФ, по данным Росстата и Минэкономразвития, с 2015 по 2018 годы составлял менее 1%. Внутренние экономические условия в стране не позволяют экономике ускориться, то есть нарастить выпуск на одного работающего даже в условиях крайне благоприятной ситуации на финансовых и сырьевых рынках доминировавшей в последние годы. Если сократить рабочую неделю в таких условиях на день, то есть на одну пятую, то экономика и бюджет недосчитаются приблизительно 20 %, то есть порядка 20 трлн рублей. Значительный рост производительности труда – подобный новозеландскому – в российских условиях при сокращении рабочей недели в текущих условиях при текущем уровне жизни и потребительских предпочтений представляется маловероятным. Производительность труда в РФ не растет значимым образом за счет сокращения рабочего месяца. Четвертый и второй кварталы – на которые приходятся длинные выходные – и, соответственно, существенно сокращается рабочее время – не являются стабильными лидерами прироста с точки зрения динамики ВВП. Для перехода к четырехдневной рабочей неделе без спада в потреблении относительно текущих уровней необходим по крайней мере 20%-ный рост производительности труда. При текущих темпах роста производительности для достижения относительно безболезненного сокращения рабочей недели потребуется 20 лет, то есть одно поколение», – посчитал аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. Однако и сами предприятия не торопятся переходить на сокращенную рабочую неделю. По словам заместителя министра экономического развития Петра Засельского, идея апробирования четырехдневки на предприятиях не нашла поддержки. Он отметил, что на это предложение нет спроса среди участников национального проекта по повышению производительности труда. «Спроса нет, у нас в основном промышленные предприятия, а эта инициатива может заинтересовать представителей творческих профессий», – отметил Засельский. «Для выхода из рецессии, возникшей под влиянием двух внешних шоков – снижения цен на нефть и санкций, промышленность России нуждается в сильных стимулах. Одним из них служит девальвация рубля. Другим может стать повышение эффективности производства, прежде всего, за счёт повышения производительности труда. При отсутствии мер по переходу к новой модели экономического роста темпы роста производительности труда в России неизбежно замедлятся», – считает эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Фото: kremlin.ru

Дело утопающих. Госкомпании назначили ответственными за повышение производительности труда
© РИА "ФедералПресс"