Войти в почту

Что Москва купила у Киева за три миллиарда долларов?

Интенсивные украинско-российские контакты последних недель на всех уровнях при посредничестве европейских партнеров начали приносить свои плоды. Разрешена самая безотлагательная интрига — газовая, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Cергей Бурлаченко. Стороны достигли соглашения. Правда, пока речь идет о межправительственном протоколе, а контракты между «субъектами хозяйственной деятельности» еще будут дорабатываться. По первому ощущению, можно говорить о крупном успехе украинских переговорщиков. Ведь первым пунктом подписанного протокола идет согласие «Газпрома» выплатить живыми деньгами начисленную Стокгольмским арбитражем сумму штрафа в размере порядка $3 млрд. Лишнее плечо Очевидно, что для российской стороны данная уступка была крайне болезненной, причем, уверен, не столько с финансовой, сколько с имиджевой точки зрения. Но значит ли это, что украинские переговорщики (при поддержке посредников из ЕС, чьи симпатии к Украине очевидны) действительно поставили россиян в безвыходное положение? Или же за свою главную и чувствительную уступку россияне получили достаточные компенсации в других разделах пакетного соглашения? Ведь для Киева именно этот пункт крайне важен. Во-первых, столь очевидная победа должна обеспечить спокойное прохождение достигнутых соглашений в Киеве. Особо же нужно отметить, что отдать деньги «Газпром» обязался в крайне сжатые сроки. Это означает, что зачислены в ВВП Украины эти деньги будут уже в этом году и дадут ощутимую прибавку к итоговому его росту (номинальный размер ВВП в 2019 г. оценен ведущими международными институтами в $120—138 млрд.), и эту цифру правительственные чиновники, безусловно, будут педалировать. Понятно и то, что деньги, которые будут переведены в бюджет как прибыль «Нафтогаза», окажутся весьма кстати, поскольку правительство вынуждено было приостановить выполнение многих социальных обязательств из-за недостаточных бюджетных поступлений. И наконец, принятие и выполнение «Газпромом» судебных решений было принципиально важно для руководителей «Нафтогаза» Александра Коболева и Юрия Витренко, уже успевших получить по $7,5 млн. премии за судебную победу над «Газпромом». В остальном же можно говорить о том, что итоговый результат оказался ближе к интересам Москвы, а выплату «Газпрома» по судебному решению можно считать некими отступными. Ведь первоначально позиция Киева заключалась в том, что новый контракт должен быть заключен на 10 лет, прежние объемы (примерно 90 млрд. м3 в год) сохранены при значительном увеличении тарифов за прокачку. В итоге удалось выйти на пятилетний контракт, согласно которому минимальный объем транзита через Украину в 2020 г. составит 65 млрд. кубометров, а в 2021—2024 гг. — по 40 млрд. кубометров. То есть, практически это тот объем, который изначально предлагала российская сторона (30 млрд. кубов). Причем очевидно, что Путин не лукавил, когда неоднократно заявлял о заинтересованности в украинском транзите и в будущем: максимальная мощность всех «неукраинских» путей доставки российского газа в Европу, действующих и строящихся, составляет порядка 230 млрд. куб. м, а экспорт «Газпрома» в Европу в 2018 г. достиг 200 млрд. куб. м. Обозначенного резерва мощностей явно недостаточно, поскольку газопроводы не могут все время работать на максимальном режиме, им нужно останавливаться на ремонт и профилактику, есть логистические моменты — из идущего в Турцию «Голубого потока» газ в другие страны не доставишь, а, скажем, для Венгрии, Словакии и т. д. даже при запуске всех перемычек доставка через потоки не выглядит оптимальной, и наконец, текущий спрос на газ сильно зависит от сезонного фактора. И это не говоря о том, что в России рассчитывают и далее увеличивать объемы поставок в Европу Таким образом, штрафных объемов, которые Россия могла бы доставить потребителям по другим маршрутам, но вынуждена будет делать это через украинскую ГТС, практически нет, а его увеличение на 2020 г. до 65 млрд. куб. м обусловлено тем, что, как уже очевидно, для запуска потоков на проектную мощность, создание их наземных веток, доводящих газ до всех европейских потребителей, понадобится время. Контракты будут заключены на пять лет, пусть и с возможностью пролонгации. Это может указывать на то, что россияне имеют планы строительства новых обходных маршрутов, просто пока их не особо афишируют: многие наблюдатели полагают, что новые американские санкции направлены не столько против «Северного потока-2», сколько против этих новых проектов. К тому же в протоколе говорится, что прокачка предусмотренных объемов возможна только «при условии, что к моменту бронирования НКРЭКУ будет установлен конкурентный тариф, признаваемый Компанией-организатором и соответствующий уровню газотранспортных тарифов, применяемых в странах Западной и Центральной Европы». Я бы в этом фрагменте особо отметил слово «конкурентный», поскольку под ним российская сторона понимает то, что издержки на транзит через Украину должны быть не выше, чем по другим маршрутам, в том числе через Белоруссию, а они значительно короче украинского. Показательно, что на брифинге в Киеве на вопрос о тарифе украинский министр энергетики Оржель лишь уклончиво ответил, что «нужно понимать, тариф будет выше». Посмотрим, тем паче, что окончательное подписание контрактов запланировано «под елочку», когда внимание к газовой тематике будет ослаблено. Вопрос о том, будет ли в готовящихся к подписанию контрактах прописан четкий механизм формирования тарифов, действительно крайне важен. Ведь если стороны не найдут согласия относительно того, какой тариф считать «конкурентным», разрешить спор должен суд, а благоволение европейских судов к Украине — очевидный факт (к слову, и какой именно суд стороны обозначат в качестве третейского — очень любопытный момент). Т. е. возможность разночтений означает дополнительное усиление позиций Киева. Отметим еще один аспект, трактуемый Украиной в качестве победы. Как стало известно, заключенное пакетное соглашение не предусматривает прямых поставок российского газа на Украину, что неоднократно предлагало руководство РФ на самом высоком уровне. Речь идет лишь о возможности рассмотрения этого вопроса в будущем. Но на практике это означает, что газ, закупаемый Украиной для собственных нужд, порядка 10 млрд. куб. м, через европейских посредников, будет учитываться как транзит через территорию Украины, то есть, реальные объемы транзита будут на указанную цифру меньше (и практически тождественны той цифре, которую изначально предлагала Россия). Также особо отмечено, что закупаться газ будет без всяких скидок (которые также предлагала Россия), по цене европейского хаба в Австрии. А ведь там, с учетом транспортного плеча в 2 тыс. км, он ощутимо дороже, чем стоил бы на российско-украинской границе. И вот на этом фоне появилась и получила широкое распространение информация, что пять украинских компаний заключили с «Газпромом» договора на поставку газа для своих производственных нужд. Об этом стало известно изданию «Экономическая правда». По данным источника, эти пять компаний покупают газ «для своих производственных нужд, а не для трейдерства на украинском рынке». О каких именно компаниях и о каких объемах газа идет речь, источник не уточнил. Я бы к этой информации отнесся крайне осторожно. Представляется маловероятным, чтобы сразу пять компаний вот так вот с ходу, за несколько часов, как только появилась принципиальная возможность заключения соглашений, подписали бы их, на что обычно уходят в лучшем случае недели подготовки. «Это не соответствует действительности — у нас нет никаких контрактов, помимо договоренностей с правительством Украины. Мы будем действовать строго в рамках этого протокола», — заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак. Так что похоже на вброс со стороны политических оппонентов президента, которым очень нужно превратить «перемогу» в «зраду». Спикеры оппозиции в своих заявлениях уже начали поднимать волну, а особо я отмечу заявление Петра Порошенко: «..Это не коммерческие контракты, они являются политическими. Путин продает газ пятой колонне со значительной скидкой, чтобы доходы использовались для финансирования этих политических партий и для подрыва основ украинской государственности. Это — вопрос национальной безопасности. «Европейская солидарность» будет требовать немедленного созыва СНБО и введения санкций против прямых поставок газа из РФ, что является результатом тайных переговоров в Париже. Власть перешла в этом смысле те «красные линии», о которых громко предупреждали люди накануне нормандской встречи». Должен согласиться с экс-президентом относительно политического характера таких поставок, и посему, если эта информация имеет под собой реальную основу, обязан предположить, что власть и организовала данную утечку, дабы, ссылаясь на «внутренние сложности», отыграть назад этот закулисный пункт при окончательном заключении контрактов. И это может быть не последний сюрприз для партнеров. Ведь есть только политический протокол, заключенный правительствами, а контракты предстоит дошлифовать представителям компаний, особенно если учесть, что руководство «Нафтогаза» изначально занимало более жесткую позицию, чем правительство, и именно поэтому, по информации от источников, в переговорном процессе было отодвинуто на второй план. Американская подножка Дополнительных козырей на заключительном этапе переговоров украинской стороне могут добавить и вступившие в силу американские санкции против строящихся российских трубопроводов. Швейцарская кампания Allseas, которая занимается укладкой труб для «Северного потока-2», сверхоперативно, несмотря на глубокую ночь в Европе и начало уикенда, уведомила о приостановке работ, и ее корабли уже покинули Балтийское море. Но конкретный результат этих санкций будет носить скорее тактический характер. Даже наиболее негативно относящиеся к России эксперты не хоронят СП-2. У России есть собственные трубоукладчики, и даже с учетом определенных юридических и технических проблем речь идет о задержке строительства максимум на несколько месяцев. Координатор немецкого правительства по трансатлантическому сотрудничеству Петер Байер заявил: «Я полагаю, что во второй половине следующего года трубопровод будет готов». Для украинского транзита эта задержка уже не будет иметь принципиального значения, поскольку на 2020 год и так предусмотрены замещающие СП-2 объемы транзита через Украину. Тем не менее, нужно констатировать, что противодействие строительству СП-2 со стороны США и части их союзников возымело свое действие и не позволило закончить проект к моменту прекращения действующего транзитного контракта через Украину, что могло бы сделать российскую позицию на переговорах абсолютно выигрышной. Но следует признать и то, что, вводя санкции, американцы менее всего думали об интересах Украины. Как известно, они вплетены в закон о военном бюджете США на 2020 год (не будем вдаваться в связанный с тонкостями американского законотворчества вопрос — какая связь между этими вопросами). Важно другое: хотя обсуждение и принятие закона проходило в условиях жесточайшего противостояния между демократами и администрацией Трампа, последняя заняла абсолютно бескомпромиссную позицию относительно предоставления военной помощи Украине в размере $250 млн., и этот пункт в проект бюджета включен не был. А ведь именно приостановка аналогичной программы из-за «неконструктивного» отношения Зеленского к пожеланиям Трампа относительно помощи в расследовании «дела Байдена» стала поводом для запуска импичмента Трампа. Причина в том, что, несмотря на принятие палатой представителей резолюции об импичменте, Трамп чувствует себя весьма уверенно. Шансов на одобрение импичмента в сенате ноль, более того, и ход самого расследования в контролируемой республиканцами верхней палате пойдет совсем с другим уклоном, будут вызваны те свидетели, которых демократы в палате представителей заслушать не захотели. А общественное мнение уже все более склоняется в сторону Трампа. Можно сказать, что потенциал неприятностей, который они могли доставить Трампу, демократы уже исчерпали. В такой ситуации американский президент совершенно не видит причин, по которым он, дабы сбить поток критики, вынужден был бы демонстрировать благоволение к Украине. Более того, все больше понимания и одобрения находит требование к Киеву не покрывать Байдена, а оказать всю необходимую помощь расследованию. А значит — давить Трамп будет теперь в присущем ему брутальном стиле, без всяких экивоков. Как стало известно, Уильям Тейлор покидает пост временного поверенного в делах США в Украине. Представлять интересы США будет замглавы диппредставительства Кристина Квин, не имеющая особого политического веса чиновница Госдепа, причем назначение нового посла ожидается только в июне. Конечно, и Тейлор был временным поверенным, но направленным в Украину с особыми полномочиями. Таким образом, произошло снижение уровня дипломатического представительства, что означает очень серьезное недовольство. Возможно, все эти шаги являются последним китайским предупреждением Зеленскому накануне ожидаемого в январе визита Майкла Помпео, который и должен окончательно додавить Киев.

Что Москва купила у Киева за три миллиарда долларов?
© Свободная пресса