Обвал бирж США, переживших наихудшее падение с "черного понедельника" 1987 года, свидетельствует о том, что инвесторы уверены в неизбежности рецессии. Об этом заявил и Дональд Трамп, чутью которого можно верить. Вместе с тем, позитивные новости о том, что коронавирус взят под контроль, могут мгновенно развернуть ситуацию.
Биржи США в понедельник пережили наихудшее падение с "черного понедельника" 1987 года. Индекс Dow Jones на закрытии торгов в понедельник обрушился на почти 3 тысячи пунктов, или на 13%. По числу потерянных пунктов 16 марта стал самым худшим днем в истории Dow Jones. Непосредственной причиной обвала стало заявление президента США Дональда Трампа о возможно надвигающейся рецессии и о том, что пандемия коронавируса может продлиться до июля-августа.
Другие индексы держались в той же парадигме: падение NASDAQ составило 12,5%, S&P 500 — 10,6%. Это произошло на фоне неожиданного решения Федрезерва в ходе двух заседаний в течение марта фактически обнулить ключевую ставку. Кроме того, регулятор объявил о решении выкупить с рынка ценные бумаги на 700 млрд долларов для поддержания ценовой стабильности и оказания помощи домохозяйствам.
Опрошенные "Прайм" эксперты уверены, что меры, предпринимаемые американскими властями, не помогут избежать рецессии, и рынки это понимают.
"Риски рецессии в США сейчас крайне высокие. Вероятность избежать временного спада экономики низкая. Откровенные слова о рисках замедления экономики США крайне чувствительного к динамике фондовых рынков Трампа только лишь подтверждают серьезность ситуации", — говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку "БКС Брокер" Василий Карпунин.
С таким мнением согласен и старший аналитик инвестиционно-консалтинговой компании Federation Consulting Владимир Ананьев. Рецессия неизбежна так или иначе, но сейчас дело в том, что чем больше новостей по вирусу, по компаниям, которые закрывают офисы и магазины по всему миру, тем эта рецессия ближе. Крупные инвестбанки уже прогнозируют падение ВВП США в первые два квартала. Учитывая в целом низкие годовые показатели роста ВВП, то этих двух кварталов хватит, чтобы весь рост по итогам всего года сделать нулевым или отрицательным, уверен он.
НОВЫЕ ЖЕРТВЫ
Помимо США, эксперты называют и других наиболее вероятных кандидатов на рецессию. Прежде всего, это Евросоюз, ряд членов которого балансировали на грани еще до истории с коронавирусом. По данным Евростата, рост ВВП ЕС, ещё с учетом Британии, в четвертом квартале прошлого года составил 0,1% в квартальном выражении и 1,2% — в годовом. Это уже очень близко к рецессии, а на фоне пандемии COVID-2019 рост экономики еврозоны может упасть до многолетнего минимума в 0,5%, прогнозируют аналитики.
Россию вирус пока затронул не так сильно, но многие компании уже начали отправлять сотрудников на работу из дома, ограничиваются общественные мероприятия и занятия в учебных заведениях. Однако шансы рецессии по итогам года весьма велики, считают эксперты.
По мнению Карпунина, в России в текущем году возможен спад ВВП в годовом выражении на уровне 0,5%.
"Негативный эффект от коронавируса для нас осложняется мощнейшим падением цен на нефть", — пояснил он.
"Слабая сторона нашей страны — это низкие темпы роста. Да, резервов достаточно, инфляция низкая, но вирус бьёт по людям, по нормальному образу жизни и структуре их потребления", — рассуждает Ананьев.
Вместе с тем, в целом Россия с момента 2014-2015 годов стала намного более устойчивой к макроэкономическим встряскам.
"У нас, собственно, экономическая модель напоминает танк: повышенная устойчивость, но без активного роста. И задача нового правительства сделать так, чтобы не в ущерб стабильности добиться роста", — говорит он.
В остальных развивающихся странах ситуация сильно хуже, чем у нас, мы лучше всех подготовились к макроэкономическим встряскам. А вот Китай, откуда пошло распространение коронавируса, в рецессию может и не скатиться — там сравнительно высокие темпы роста, и в КНР пик вируса пройден, полагают эксперты.
ПОВОД ДЛЯ РОСТА
По их мнению, оценка реального влияния коронавируса на темпы экономического роста в мире сейчас невозможна, поскольку нет ясности по поводу дальнейшего распространения эпидемии. Сохраняется неопределенность по поводу сроков жесткого карантина в Европе и США. Лишь после начала устойчивого замедления роста числа заболевших за пределами ЕС можно будет сделать точный прогноз. Но в любом случае, риски распространения негативного эффекта на третий квартал остаются повышенными, считает Карпунин.
Как только станет ясно, что вирус замедляется, американские индексы могут достаточно быстро начать рост, а к участникам рынка вернется аппетит к риску. Сейчас рынки акций показали "overreaction" на все происходящее на фоне локального кризиса ликвидности. При такой сильной перепроданности, а также огромном количестве стимулов со стороны мировых ЦБ, любой сигнал о спаде эпидемии приведет к сильной положительной переоценке акций и сырьевых товаров.
У индексов появится повод для роста, когда власти США возьмут под контроль коронавирус и новых ограничительных мер не потребуется, рассуждает Ананьев. Пока же рынки все инструменты поддержки воспринимают негативно: что понижение ставки, что программу QE. Явного "сигнала" к росту не будет, это очень продолжительная история, выход из которой будет постепенным.
Остальные мировые индексы лишь частично будут ориентироваться на США, коронавирус уже стал всеобщим достоянием, и многое зависит от ситуации в каждой конкретной стране, заключил он.