Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Развитие в условиях дефицита. Общественники обсудили проект федерального бюджета

А потерпеть придется

Развитие в условиях дефицита. Общественники обсудили проект федерального бюджета
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"

Практика обсуждать законопроекты в перед их рассмотрением в сложилась довольно успешно. Секретарь палаты, заслуженный юрист РФ не могла пройти мимо обсуждения главного закона страны на будущий год. Все понимали, что дискуссия будет непростой, поскольку бюджет дефицитный, а социальные программы сворачивать нельзя. Не говоря уже о национальных проектах, исполнять которые строго поручил президент.

Видео дня

«У Общественной палаты формируется объективное представление о проекте бюджета. Мы специально провели это обсуждение и понимаем, что документ не во всем удовлетворяет ожидания граждан», – заявила Лидия Михеева.

Согласно внесенному в Госдуму документу, доходы федерального бюджета в 2021 году составят 18,8 трлн рублей, в 2022-м – 20,6 триллиона. Рост запланирован и в следующем году, до 22,3 трлн рублей.

Но и расходы будут расти. В 2021 году они составят 21,52 трлн рублей, в 2022 году – 21,88 трлн рублей, а в 2023-м – уже 23,67 триллиона.

При этом в прогнозируют, что дефицит федерального бюджета все же сократится, с 2,75 трлн рублей в 2021 году до 1,25 трлн в 2022-м. А в 2023 году запланирован небольшой рост бюджетного дефицита – до 1,41 трлн рублей.

В Министерстве финансов в 2022–2023 годах ожидают нормализацию бюджетной политики и даже увеличение доходов бюджета с 16,2 до 16,8 процента ВВП.

Как сообщил на заседании в Общественной палате заместитель директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Владислав Очнев, в регионах увеличивается объем поступлений из федерального бюджета. Оказана помощь в увеличении коечного фонда. По итогам 2020 года ожидается, что казна 45 регионов страны будет исполнена с дефицитом, а 40 регионов – даже с профицитом.

По итогам 2020 года доходы бюджетов регионов должны превысить 13 трлн рублей. А расходы регионов по итогам текущего года планируются в сумме выше 14 триллионов.

«При этом на реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей», – добавил Владислав Очнев.

По мнению модератора нулевых чтений, члена Совета Общественной палаты , спасать бюджет, наверное, не нужно. «Могу сказать, что мы имеем дело с бюджетом дефицитным, но правительство прикладывает усилия, чтобы придать импульс развития национальным проектам. Приходится идти на повышение налогов, что не очень хорошо для бизнеса. Но нацпроекты – это плавное действие, которое нужно поддержать, чтобы выйти на рост экономики», – отметил Борис Алешин.

Член комиссии Общественной палаты России по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности предлагает рассматривает федеральный бюджет в общем в контексте социально-экономической ситуации. «Правительство разработало общенациональный план действий, направленный на поддержку занятости, рост доходов населения и долгосрочные структурные изменения. Также план поддерживает рост экспорта и меры по поддержке импортозамещения. Подразумевается запуск нового инвестиционного цикла. Иными словами, пакет мер дает нам новые точки роста и окно возможностей», – считает Дмитриева.

По мнению эксперта, если план будет выполнен так, как его видит правительство, это позволит вывести страну к концу будущего года «на устойчивую положительную динамику и рост экономики».

За счет кого затянут пояса

Представители не увидели в проекте бюджета ничего критичного. Директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития отметила системный кризис, а также спад в малом и среднем бизнесе, сфере торговли и услуг. Но, по ее словам, не произошло спада в строительном секторе. «Нам также удалось сохранить макроэкономическую стабильность, и не транслировался рост цен, что очень важно с точки зрения устойчивости экономики», – добавила Власова.

Теме не менее определенные сокращения все же будут. Они коснутся уменьшения финансирования части нацпроектов, мер поддержки некоммерческого сектора. Вырастут также налоги на «богатых» – сырьевую экономику и граждан со сверхдоходами. Вырученные деньги, как обещал президент, должны пойти в помощь детям с орфанными заболеваниями.

Член Общественной палаты РФ оценил ситуацию с российским бюджетом как «сдержанно пессимистичную». «В 2022 году случится прорыв, по словам Минфина, но я таких перспектив не вижу. Ожидания нервные: что будет происходить со строительством? Стройка приносит занятость и развитие смежных отраслей. Но мы не видим прорыва на финансирование строительства. Обсуждали повышение на доходы физических лиц от 5 миллионов, ожидаем 60 млрд рублей. Но сейчас идет дискуссия, как эти деньги прозрачно распределить, чтобы они помогли именно детям», – сказал Кирьянов.

При этом в проекте бюджета на будущий год учтено снижение налогов на малый и средний бизнес и IT-отрасль. То есть за счет самых пострадавших пополнять «кубышку» не планируется.

Зампредседателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей считает, что самая большая проблема не в недостатке мер поддержки малого и среднего бизнеса. «Они и не могут быть достаточны в принципе. Для бизнеса самый важный фактор – это наличие спроса. А для многих секторов спрос в связи с кризисом, вызванным коронавирусом, упал сильно. Мы это видим на примере Москвы. Закрываются точки и предприятия, которые связаны с обслуживанием населения, общественное питание, магазины», – рассказал эксперт.

По мнению Николая Виноградова, государство может стимулировать спрос – не столько ради сохранения бизнеса, сколько ради нормального уровня жизни граждан. «Это уже люди, которые получат помощь в том или ином виде, решат, как ее использовать», – добавил собеседник «ФедералПресс».

Академик Борис Алешин считает, что проект бюджета еще можно усовершенствовать. «Мы предлагаем увеличение финансирования нацпроектов, возможное снижение темпов наполнения Фонда национального благосостояния и использование части средств на финансирование нацпроектов. Но это уже вариации. Еще будут обсуждения и коррективы в парламенте», – сказал в интервью «ФедералПресс» Борис Алешин.

По словам эксперта, нужно искать компромисс и понимать, что можно жить с дефицитом.

Гражданскому обществу нужны ресурсы

Секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева выразила сожаления от так называемого третьего, или некоммерческого, сектора экономики. По словам Михеевой, в проекте бюджета предусмотрено меньше средств на его поддержку.

«Планируется сокращение вплоть до президентских грантов со следующего года. Представители НКО говорят, что это не очень справедливо, потому что именно некоммерческий сектор живо откликнулся на «коронавирусную» беду. В помощь гражданам включились социальные работники, волонтеры, помогающие пожилым людям, хронически больным безвозмездно. Нужно подумать, как избежать этой ситуации, пересмотрев параметры секвестирования», – подчеркнула Лидия Михеева. С ней согласен и академик РАН Борис Алешин. По его словам, Общественная палата отвечает за контроль над реализацией нацпроектов, поэтому выступает за увеличение их финансирования, а также рост средств на поддержку НКО. «Мы также обсудили механизм использования налога на высокие доходы физических лиц для поддержания детей с орфанными заболеваниями. Эти позиции будут отражены в нашем заключении», – добавил Борис Алешин.

По словам члена Общественной палаты, сейчас важно прописать использование этих средств. Участники заседания предложили создать фонд будущих поколений, где могли бы аккумулироваться эти налоги.

Зампредседателя комиссии Общественной палаты по развитии экономики и корпоративной социальной ответственности считает очевидным, что у нас не будет «радужной картинки» в следующем году. «Экономика, и не только нашей страны, вошла в системный кризис. И это новые условия, в которых придется научиться жить. В них надо найти новые механизмы хозяйствования, что не может не отразиться на формировании бюджета. Надо сосредоточиться на инновациях, человеческом капитале, новых технологиях, которые могут стать точками роста экономики, даже прорыва. Но делать это надо серьезно, фундаментально. На профанации нет ни времени, ни ресурсов», – уверена эксперт.

Теперь свое слово по проекту бюджета предстоит сказать депутатам. В Госдуме его рассмотрят в первом чтении 29 октября.

Фото: ФедералПресс /