Итоги исследований и основные тренды микрофинансирования на MFO RUSSIA FORUM 2020
В ходе Стратегической сессии осеннего MFO RUSSIA FORUM 2020, организованного СРО «МиР» в партнерстве с НАУМИР, участники Форума обсудили итоги исследований и основные тренды микрофинансирования в условиях коронавирусной пандемии. Модератором Стратегической сессии выступила Елена Стратьева, директор СРО «МиР». Степан Гончаров, руководитель исследований Levada Lab, старший научный сотрудник Левада-Центра, поделился итогами мониторингового исследования изменения потребительских настроений, ожиданий, финансового положения россиян до, во время и после эпидемии. «Индексы экономических ожиданий населения в начале осени показывают восстановление по сравнению с летом, но уровень оптимизма еще далек от того, что мы видели в конце 2019 года. Хуже всего восстанавливается экономическое самочувствие наименее обеспеченных: в этом виноваты небольшие сбережения и низкий уровень готовности к цифровой экономике и удаленным взаимодействиям. Новая волна кризиса может серьезно ухудшить и без того пошатнувшееся материальное положение россиян», — отметил С.Гончаров. В сентябре индексы потребительского и кредитного доверия достигли максимума с начала года. Индекс потребительского доверия, показывающий, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок, в сентябре 2020 года составил 38 п. (что вышло на динамический уровень начала года). Каждый четвёртый россиянин (26%) считает нынешнее время удачным для совершения крупных покупок. По сравнению с кризисным периодом снизилась доля людей, придерживающихся сберегательной политики в экономическом поведении — 68% россиян считают, что лучше тратить по минимуму, откладывая как можно больше на будущее. Это самое низкое значение показателя за весь период с начала введения ограничительных мер. Такую статистику озвучила в своем выступлении советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова. «Однако если на уровне потребительских установок мы видим постепенное возвращение к прежним моделям, то уровень доверия к вкладам в связи с неопределенностью экономической ситуации начиная с июня остается низким – доля предпочитающих свободные деньги вложить в банк, закрепилась в пределах 33-35% (в начале года этот показатель составлял 48%). Как дальше будут меняться общественные настроения, зависит, в первую очередь, от эпидемиологической ситуации, а также от динамики на рынке труда, диапазона колебания курса рубля. В ежедневном режиме мы стараемся отслеживать эти изменения в общественных настроениях», — подчеркнула Е. Михайлова. «Можно с уверенностью утверждать, что больше всего пострадали от кризиса, вызванного ограничениями на фоне первой волны пандемии, малый и средний бизнес, а также население», — заявил в своем выступлении Виктор Четвериков, Управляющий директор по проектам развития НРА. Результатом этого явилось снижение промышленного производства в первой половине 2020 года. Только 17 регионам России благодаря широкому спектру мер поддержки удалось предотвратить спад производства, отметил спикер. «В качестве последствий можно назвать рост безработицы, а также снижение расходов домохозяйств, что негативно сказалось на потребительском спросе. В настоящее время несмотря на период неопределенности, который связан со второй волной повышения статистики распространения вируса, потребительский спрос сохраняется, как спрос населения на займы. Для моделей оценки рисков наш базовый сценарий предполагает следующие показатели: уровень инфляции до конца года не превышающий 4%, сокращение инвестиций в основной капитал 6-7%, снижение расходов на потребление домохозяйств на 7% и рост безработицы по итогам 2020 года до 8 %», — такие выводы озвучил В.Четвериков. В свою очередь, Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) отметил, что 2020-й год вносит существенные изменения в поведение заемщиков. «Благодаря бесплатному и удобному доступу к своему персональному кредитному рейтингу (ПКР) в НБКИ они знают себе «цену» и, если их ПКР высок, ждут от кредитора лучших условий кредитования. Это, с одной стороны оказывает давление на ставку по займам, с другой – дает кредитору уникальную возможность работать с нужной ему аудиторией точечно, в строгом соответствии с возможностями и пожеланиями клиента. Используя ПКР в маркетинге и рисках, микрофинансовый институт может обеспечить клиенту нужный сервис и предложить достойный продукт, обеспечивая, тем самым лояльность и необходимый финансовый результат», — сообщил А.Волков. Спикер также назвал сильные стороны микрофинансирования – это работа с молодой аудиторией, которую привлекает простота, скорость и высокое проникновение онлайн сервисов. «Это направление имеет существенный потенциал, реализуемый при усилении микрофинансовыми организациями аналитических компетенций, возможностей оперативного мониторинга финансового поведения клиентов, быстрой и адекватной реакции на сигналы и триггеры, доступные в НБКИ. В целом, на наш взгляд, дифференцированный подход к клиентам с точки зрения процентной ставки по продуктам обеспечит сектору здоровое развитие уже в ближайшей перспективе», — подчеркнул А.Волков. «Клиент будущего — это точно клиент, предпочитающий онлайн, но хочу отметить, что речь не просто о web-интерфейсах, а о мобильных приложениях. Они хотят все делать просто и быстро в своем телефоне», — подчеркнул в своем выступлении Тимофей Шагун, генеральный директор МФК «Рево Технологии». «Интересное отличие кризиса 2020 года от предыдущих, помимо прочих факторов, заключается в введении физических ограничений, что отразилось как на поведении потребителей так и на действиях бизнеса. Многие просто не знали, как правильно поступать в данной ситуации. На мой взгляд, быстрее сориентировались технологичные и умеющие работать в онлайне. С другой стороны, говорить о вытеснении рынка оффлайн преждевременно. Очень хорошее выражение — поддержка потребителя через поддержку самого рынка. В рамках фондирования отрасли МФО мы все чаще видим запрос банковского сообщества на возможность структурного финансирования через отражение активов на балансе самого банка. И отмена избыточной нормы о согласии заемщиков на уступку, на самом деле никак не позволяющей лучше защитить их права ввиду наличия иных законов, регулирующих деятельность профессиональных игроков, позволила бы удешевить фондирование для рынка МФО, а значит сделать доступнее и интереснее продукты нашей отрасли для конечных потребителей», — особо отметил Т.Шагун. Светлана Чубакова, генеральный директор МФК «Микро Капитал», рассказала о клиентах МСП — основном сегменте, который финансирует АО МФК «Микро Капитал». «Клиенты МСП повторяют все тренды, которые присущи как бизнесу, так и поведенческой модели физических лиц. Государственная поддержка в виде кредитных каникул и внутренние программы по реструктуризациям позволили клиентам выдержать весеннюю волну коронавируса и после закрытий и ограничений начать восстанавливаться. Но, как и при любом кризисном явлении, есть и отлагательный эффект. Окончательные результаты и выводы можно будет сделать через некоторое время после начала кризиса — мы ожидаем, что это будет конец 2020 – начало 2021 г. и конечно это будет сильно влиять на развитие ситуации с возможными повторениями волн коронавируса. Вместе с тем мы настроены оптимистично, учитывая многолетний опыт финансирования МСП. Сегмент МСП — первый, на котором отражается кризисное явление, при этом клиенты МСП также первые, кто восстанавливаются, они быстро адаптируются и перестраиваются. Именно это мы и наблюдаем у наших клиентов — переход на другие бизнес-модели, выход в онлайн, поиск новых ниш и сегментов, запуск новых продуктов и направлений бизнеса», — подчеркнула С.Чубакова. Бизнес-модель микрофинансового рынка за последние 2 года изменилась, и в 2020 году более 10% в доходах МФО приходится на прочие направления деятельности (дополнительные услуги). Период самоизоляции стал мощнейшим фактором, ускорившим рыночные тенденции, такие как: падение рентабельности, переход в online, развитие удаленной идентификации, использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Такие данные привела в своем выступлении Ольга Васильева, заместитель генерального директора по продажам АО «Д2 Страхование». «Совокупность всех этих факторов, по моему мнению, это уже начало формирования экосистем в микрофинансовом секторе. Обеспечивая сервис клиентам, важно, чтобы участники рынка это делали прозрачно, опираясь на рекомендации ЦБ и текущую практику работы финансовых уполномоченных», — подчеркнула О.Васильева