Войти в почту

ЦППК: на ремонте автоматов распилен нехилый IT-бюджет

<p>Кроме того, представители СК нанесли визит по домашним адресам 20 частных лиц, представлявших компании-подрядчики. В сообщениях упоминались АО «ТрансТехСвязь», ЗАО «КРОК инкорпорейтед», ООО «М-Транс» и другие внешне респектабельные структуры.</p><p><span class="article__aside">Первые дела и обыски как начало поиска исчезнувших миллиардов</span></p><p>Уголовное дело по ч. 7 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено в марте этого года. По версии следствия, сотрудники ЦППК и особо приближенных компаний-подрядчиков перевозчика похитили 364,24 млн. рублей при исполнении контракта на ремонт билетопечатающих автоматов.</p><p>«Общая газета» писала о криминально-коррупционных сюжетах в жизни ЦППК и ее сотрудников не один раз. Почти три года назад (!) мы рассказывали о целом ряде афер вокруг миллиарда(!) бюджетных рублей, якобы потраченных компанией на эту самую модернизацию билетной системы и ее IT-составляющей. Говорили мы и о конкурсах, где «свои» компании – та же «ТрансТехСвязь» - одерживали «правильные» победы, и о схемах при закупках, которые реализуют чисто «семейные» предприятия внутри ЦППК, о людях и компаниях, через которые выводились похищенные деньги. Мы называли фамилии, организации, суммы, номера контрактов – и что характерно, ЦППК не спешило опровергать эту информацию.</p><p>В бой с нашим изданием вступило Московское УФАС, которое, видимо, обиделось, прочитав о более чем странном поведении своих сотрудников, явно пытавшихся защитить интересы ЦППК и компании «ТрансТехСвязь».</p><p>24 мая прошлого года в Тверской суд Москвы поступил иск о защите чести, достоинства и т.д. к ООО «Общая газета.ру» и судья О.Ю. Затомская 8 августа быстренько его удовлетворила.</p><p>Что интересно – судья даже не стала вникать, надлежащему ли ответчику направлен иск. Естественно, что редакция, как только узнала о незаконном решении, сразу же подала апелляционную жалобу. Случилось это 10 мая 2020 года. Согласно закону, жалобы рассматриваются в 10-дневный срок. Сегодня конец октября. Срок превышен – и закон нарушен судьей – на 5(!) месяцев. Апелляция до сих пор не рассмотрена.</p><p>В чем причина такой самоуверенности? Свои мысли на этот счет мы выскажем в завершение материала. Хотя, не будем скрывать, отрадно, что СледКом присмотрелся, наконец, к очередной «черной дыре» на теле нашей многострадальной страны. И хотя сумма похищенных средств по одному уголовному делу – 364,24 млн. рублей при проведении всего лишь четырех закупок – не так, может, велика по сравнению с миллиардами Михаила Абызова или полковника Захарченко, очевидно одно: это лишь самая верхушечка айсберга, можно сказать «шишечка», в который превратились злоупотребления при освоении бюджетов частной компанией, ведущим пригородным перевозчиком страны.</p><p>Спустя два дня после публикации информации об обысках, компания «ТрансТехСвязь» прокомментировала проведение следственных действий в отношении ее сотрудников, дополнив уже вышедший материал на одном из ведущих деловых изданий. То есть в догонку. По словам заместителя генерального директора по юридическим вопросам Сергея Мухина, обысков в офисе компании «не было» – их проводили «только у одного сотрудника, заместителя генерального директора». При этом он особо подчеркнул, что на момент заключения контрактов на работы по комплексному техническому обслуживанию и ремонту билетопечатающих автоматов этот сотрудник (Анастасия Ангелова – О.Г.) не являлся совладельцем компании «ТрансТехСвязь». Также господин Мухин поведал, что она, соответственно, в 2016 и 2017 годах не получала дивидендов от указанных контрактов.</p><p>Но вернемся к нынешней ЦППК, ее партнерам и исчезнувшим деньгам. Попробуем разобраться в ситуации и ответить на три злободневных и животрепещущих вопроса:</p><p>1) у кого похитили?</p><p>2) кто похитил?</p><p>3) сколько похитили?</p><p>У кого похитили?</p><p>Сначала немного исходной информации. ОАО «Центральная ППК» было создано 1 декабря 2005 года, а с 1 января 2006-го приступило к непосредственной деятельности. В мае 2018 года сменило юридическую форму с ОАО на АО. Юридический адрес конторы – 115054, город Москва, Павелецкая площадь, дом 1а, почтовый – 107078, города Москва, ул. Новорязанская, д. 18, стр. 22. Общая численность работающих на 31 декабря 2019 года – 9 355 человек. Уставный капитал – 300 000,00 рублей (300 акций по 1 000 рублей).</p><p>С февраля 2012 по 14 февраля 2018 года структуру возглавлял Михаил Борисович Хромов, а с 15 февраля на должности находится Максим Юрьевич Дьяконов.</p><p>Изначально учредителем ОАО «ЦППК» выступили РЖД, а также субъекты Российской Федерации – Москва и Московская область. Но к июлю 2018 года компания стала частной с минимальным государственным присутствием на уровне 14% акций.</p><p>Именно эти закупки уже были предметом расследования УФАС и ФАС, о чём подробно писало наше издание.</p><p>Считать «чужие» деньги – занятие неблагодарное, и в описанном случае качественно это могут сделать СК, ФАС, Счётная палата, аудиторы и ревизионная комиссия ЦППК. Мы же можем только предполагать, сколько могло быть похищено, если IT-бюджет ЦППК за пятилетний период с 2016 по 2020 год может быть оценен около 10 млрд. рублей...</p><p>Кто же основные получатели этого десятимиллиардного пирога?</p><p>Их несложно определить и даже разделить на 3, помогающих друг другу на «торгах», в случае необходимости, группы:</p><p>I группа – IT-гиганты ЗАО «КРОК инкорпорейтед» и ООО «Программный продукт» (потому что договорились);</p><p>II группа – семья Терентьевых, через контролируемые/собственные структуры АО «ТрансТехСвязь», ООО «Инженерком-М», ООО «Мфм-Партнершип», ООО «Инсофтех», ООО «ТАТКОМ», ООО «М 13 Транс ТС», ООО «Айтикомсервис» (потому что дружные, способные и талантливые, а идейный вдохновитель семейства шесть с половиной лет с 20.09.2011 по 15.02.2018 возглавлял департамент информационных технологий ЦППК);</p><p>III группа – компании, контролируемые топ-менеджерами ЦППК – ООО «Автопас», ООО «ТрансРеалСнаб», ООО «ГлобалДата», ООО «Мотус» (потому что почти все контракты получили как единственные и неповторимые участники).</p><p>При этом каждая IT-закупка ЦППК имеет все признаки преступлений, ответственность за которые предусмотрены статьями 159, 178 и 200.5 УК РФ.</p><p>***</p><p>Но есть в этой истории, помимо тотального воровства (то бишь, завышения стоимости закупок и их выполнения только на бумаге – а бывало и такое) и кумовства, еще одна сторона. Это, как ни странно звучит, государственный интерес. Ведь любое завышение цены при проведении закупок товаров, работ и услуг ОАО «Центральная ППК» у АО «ТрансТехСвязь» и других приближенных подрядчиков приводит к тяжелым потерям для бюджетов разных уровней. И для бюджета Федерального – из него ЦППК получает средства на возмещение НДС. И для десяти региональных бюджетов – они компенсируют ЦППК «выпадающие доходы». Но платим за это снова мы, граждане РФ, законопослушные налогоплательщики.</p><p>Понятно, что это устраивает того же Максима Ликсутова, г-на Хромова, семью Терентьевых и всех, кто так или иначе связан или может быть связан с ЦППК. Мы допускаем, что проведение самих закупок стало для верхушки ЦППК основным бизнесом. Да-да, ведь это чрезвычайно удобно – проводи себе закупки и имей с них гешефт. Это же не так хлопотно, как организовывать деятельность транспортной компании, заниматься подвижным составом, рельсовым и иным хозяйством, кадрами, экономикой трудозатрат и перевозок, и многим другим. Там работать надо, а тут как в той рекламе: «Мы сидим, а денежки идут».</p><p>Но может, пора им всем посидеть уже в другом месте?</p>