Барьеры на пути к Smart City
Во всем мире растет число умных городов — Smart City перестают быть концепцией из будущего, а цифровизация городского хозяйства становится все более привычной практикой. По оценкам компании Roland Berger, число городов, имеющих официальную стратегию умного города за 2017–2019 гг., удвоилось, а количество продвинутых стратегий увеличилось почти в 3 раза. В России на пути цифровизации городов остается целый ряд серьезных барьеров, которые только предстоит преодолевать региональным властям. Наиболее значимые из них обозначили на Forum.Digital Smart City в Москве, вкратце рассказываем о каждом. Разрозненность и конкуренция Четвертая промышленная революция зародилась в городах и развивается именно в них, отметил Герман Клименко, глава Совета Фонда развития цифровой экономики, и чем крупнее и урбанизированнее город, тем быстрее происходит развитие цифровых сервисов. Однако для внедрения цифровых технологий на уровне города должно совпасть сразу несколько факторов: наличие необходимого финансирования, штата сотрудников, а также технологические цепочки, которые это могут «переварить». «В этом отношении в России ситуация сложнее, чем в небольших странах: у нас крайне разнородная страна. С одной стороны, есть Москва, где технологии уже “улетели в космос”, а есть Владимирская и Орловская области, где уровень развития технологий пока остается средним», — уточнил Герман Клименко. Сложно спорить и с тем, что по мере удавления от центральных территорий страны резко падает качество и связи, и человеческих ресурсов. Проблема заключается и в том, что продукты, разработанные для Москвы, плохо напрямую адаптируется к регионам. Кроме того, есть классическая российская проблема: конкуренция между регионами. А само городское хозяйство сложно поддается цифровизации по частям; востребованы здесь скорее комплексные решения. «Закон управления “цифрой” не отличается от обычных законов управления, когда караван идёт со скоростью самого медленного верблюда», — напомнил Герман Клименко. Нет осознанного подхода Внедрение цифровых технологий отчасти тормозит позиция государства, которое, увы, относится к процессу пока поверхностно, при этом оставаясь одним из основных источников больших данных и провайдером жизненно важных для жителей услуг, отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Он настаивает, что построить эффективную систему госуправления без осознанного подхода к работе с данными не получится, но пока в этом отношении госструктуры напоминают «динозавров с завязанным глазами». С учетом таких стартовых условий пилотирование проектов по управлению на основе big data стоит начинать с коммунального городского хозяйства, считает глава региона, ведь именно в этой области эффект от внедрения будет наиболее быстрым и ощутимым. Проще, чем в случае со здравоохранением или образованием, выстраивать сбор данных и их структурирование. «Большие данные, особенно обработанные, — не сопутствующий продукт, а ценнейшая информация: это цифровая нефть будущего, а значит, нужно учиться работать с ними, чтобы оставаться конкурентоспособными», — подчеркнул Владимир Солодов. «У чиновников на местах нет понимания реальных эффектов от внедрения проектов умного города», — уточняет Мария Михайленко, управляющий партнер Roland Berger. Очень важно, чтобы амбассадоров цифровизации городов становилось больше, ведь они смогут рассказывать простым языком, как от подобных решений жизнь конкретного человека становится лучше, пояснил Александр Шведов, директор «ВымпелКом» по работе с государственными заказчиками. «Надо рассказывать, как технологии помогают улучшить и даже спасти жизнь конкретных людей», — уточнил Шведов. Зоопарк информационных систем Препятствием не столько для использования, но даже и анализа массивов больших данных остается их крайняя разноплановость и хаотичный способ хранения. В том числе подобный «зоопарк информационных систем» не позволяет выйти на новое качество госуслуг. «Если говорить о собираемых на уровне регионов или муниципалитетов данных, то нередко они напоминают рассыпанные по полу ягоды, которые к тому же перемешаны с бытовым, а часто и строительным мусором», — отметил Владимир Солодов. Отчасти такое положение дел стало следствием разрозненности информационных систем и стандартов хранения данных, а также закупки разнородного программного обеспечения. Решением может стать договор о стандарте передачи данных API, который бы позволил, не ломая системы, создавать надстроечные структуры, переходить к системе управляемых данных и к анализу больших данных. На ту же проблему обратила внимание мэр Якутска Сардана Авксентьева, уточнив, что руководителям на местах было бы полезно понимать общие подходы к цифровизации территорий. «На местах сложно ориентироваться в обилии продуктов и проектов, которые существуют», — отметила Сардана Авксентьева. Денег не хватает Проблемой остается финансовый вопрос — внедрение цифровых технологий нередко оказывается для местных бюджетов по-настоящему чрезмерным, заинтересовать инвесторов также не всегда просто. Как заявила Сардана Авксентьева, в Якутске властям помогают решать задачи операторы связи, однако бизнес в развитие цифровых проектов именно для нужд городского хозяйства привлекать сложно: большого интереса нет. «Проблема источников финансирования существует. У муниципалитетов не всегда есть деньги на реализацию проектов, особенно когда не вполне ясна окупаемость. Не всегда просто привлекать частного инвестора, который зачастую не готов играть в долгую», — отметил Олег Перцовский, операционный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». Еще сложнее искать финансы для пилотных проектов, когда есть риски, что решение может не получиться, а ожидаемый эффект не будет достигнут. «Власти в регионах и муниципалитетах не хватает опыта по привлечению софиансирования, а компании-разработчики не готовы брать все риски на себя», — уточнила Мария Михайленко, управляющий партнер Roland Berger. Записала Ольга Блинова