Нищета от изобилия, или как кризис перепроизводства делает мир бедным

А вы знали, что треть произведенных в мире пищевых продуктов, свежих и пригодных к пище, уничтожается на мусорных свалках? Люксовые дома моды сжигают нераспроданную одежду на миллиарды долларов. Вспомним тысячи нераспроданных машин, которые годами гниют на стоянках, больше никому не нужные.

Нищета от изобилия, или как кризис перепроизводства делает мир бедным
© Слово и Дело

При этом миллионы людей в мире живут в исключительной бедности, то есть меньше, чем на доллар в день. В странах Азии и Африки есть острая нехватка автомобилей: например, в Бангладеше на тысячу человек приходится всего два автомобиля, в то время как в России — 373, а в Италии — 625.

Источник фото: unsplash.com

Почему перепроизводство — это проблема?

Проблема перепроизводства — это главный спутник рыночной экономической системы и уникальная черта современности. В докапиталистическую эпоху был реальный недостаток в экономических благах, потому что хозяйства сильно зависели от природных стихий: засухи и наводнения вызывали неурожай, и люди массово гибли от голода.

Сегодня в большинстве своем люди умеют справляться с этими проблемами, а современный человек страдает не от недостатка, а от избытка экономических благ. Парадоксально, но больше миллиарда людей в мире страдает от того, что было произведено слишком много еды, им негде жить, потому что построено слишком много квартир и домов. Они мерзнут от холода потому, что было произведено слишком много тепла.

Попытаемся разобраться. Проблема перепроизводства не означает, что все люди уже удовлетворили все свои потребности. Это не значит, что произведенная продукция превышает человеческие потребности. Она превышает платежеспособный спрос — и это главное. Так рождается главный парадокс современности: тонны непроданных товаров гниют на помойках и уничтожаются под бульдозерами, в то время как миллионы людей страдают от голода и эпидемий.

Источник фото: unsplash.com

Экономист Александр Дудчак в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, что приводит к этой проблеме.

«На сегодняшний день все потребности человека вполне удовлетворяются имеющимися производственными мощностями. Но, к сожалению, перераспределение результатов труда далеко от идеала. Есть очень большое различие в потреблении между странами. Например, если сравнивать Центральную Африку и Западную Европу, то мы увидим совершенно разные уровни жизни. Это не связано с тем, что люди в Африке плохо работают. Как бы они ни работали, лучше жить они не станут. Даже если бы они работали 24 часа в сутки, даже самые трудолюбивые не стали бы жить как бомжи в Швейцарии», — рассказывает эксперт.

Он считает, что низкий уровень жизни в странах «третьего мира» на современном уровне поддерживается умышленно.

«Развитие стран "третьего мира" тормозится умышленно, и когда они показывают приличные результаты экономического роста, их пытаются обнулить. Кризисы, в результате которых их экономический рост обнулялся, мы видели неоднократно. Им приходится, как в мифе о Сизифе, заново толкать этот камень на гору, работать на повышение уровня жизни в состоянии нищеты, но как только они поднимают камень на гору, другие, развитые страны, снова толкают его вниз. Многие экономические кризисы запускаются умышленно», — рассказывает экономист.

Источник фото: unsplash.com

Когда все началось?

История эта не нова. Еще во времена Великой Депрессии в США люди страдали от голода. После стремительного развития американской экономики в начале XX века, производство стало опережать доходы населения. А склады заполнялись непроданным товаром, в то время как предприятия банкротились.

Проще говоря, экономика попала в замкнутый круг: платежеспособного спроса нет, поэтому предприятия закрываются, а люди лишаются работы. Без работы у них нет доходов, а значит и покупать продукты они не смогут. В этом круге и люди остаются голодными, а продукты остаются гнить на складах.

Перепроизводство же стало одной из причин сильнейшего экономического кризиса 2008 года. Все помнят о циклических колебаниях рыночной экономики: за ростом неизбежно идет спад и депрессия. К 2008 году в американской, а значит и в мировой экономике наблюдался стремительный рост. Он привел к росту загрузки производственных мощностей и распространению кредита. Сильнее всего он сказался на рынке недвижимости.

Высокий ажиотаж на жилье способствовал росту цен. Чем больше был спрос, тем сильнее росли цены, тем больше кредитов набирало население. Эти во многом спекулятивные меры привели к тому, что люди уже не могли себе позволить ни жилье, ни кредит. И пузырь лопнул.

Население, закредитованное высокорисковыми займами — чаще всего, люди небогатые — попали под удар в первую очередь. Кризис привел к безработице, которая его только усугубила. Миллионы людей оказались на улице, потому что не смогли расплачиваться по кредитам, а дома оставались пустовать. В 2011 году в США было 3,5 миллиона бездомных, в то время как 18,5 миллиона домов просто пустовали.

Похожая история случалась и в автомобильном секторе. В 2005 году крупнейшие производители автомобилей в мире, такие как General Motors, Ford и Chrysler столкнулись с рекордными убытками: они продолжали производить больше машин, чем люди могли купить. И если в Америке и странах Европы спрос на автомобили был более или менее удовлетворен, в странах Азии автомобильная проблема никак не была решена. Страны «золотого миллиарда» остались сыты, в то время как люди, производящие эти машины, не могли даже подумать об их покупке.

Источник фото: unsplash.com

Почему сейчас эту проблему решить невозможно?

Кажется, что решение этой проблемы очевидно: почему бы не раздать эту «лишнюю» продукцию нуждающимся? И действительно, это было бы самым простым и рациональным шагом. Но в современном мире это невозможно.

Раздать товары бесплатно тем, кто в них жизненно нуждается, значит снизить цены на свою продукцию и лишиться главного — прибыли. Вспомним тот замкнутый круг. Он приносит несчастья только простым людям, рабочим, которые честным трудом зарабатывают на хлеб. Но владельцам крупного бизнеса и крупных производств такая проблема только на руку.

Ведь если бы «лишние» товары раздавались бесплатно, цены на продукцию упали бы, а крупные бизнесмены лишились бы своей прибыли. А прибыль — это главная цель современной капиталистической экономики.

Этот шаг помог бы повысить цену рабочей силы, что значило бы лишиться какой-то части прибыли. Уничтожать произведенные товары оказывается намного выгоднее. Именно поэтому с начала XX века во всех странах с капиталистической экономикой запахиваются поля зрелой пшеницы, сжигаются овощи и фрукты, скот ведется на убой, одежда уничтожается, машины гниют, а построенные дома пустуют.

Источник фото: unsplash.com

Может быть, это нормально?

Некоторые экономисты, да и обычные люди убеждены, что эта ситуация — нормальная, и сделать с ней ничего нельзя. Мол, еще в XIX веке было доказано, что совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются. То есть, что стоимость произведенных товаров должна быть равна совокупным доходам всех участников производства — то есть, покупателей.

Но эти рассуждения давно устарели. Они строились на предположении, что производители будут исходить из спроса потребителей на товар. Возможно, когда-то так и было. Но сегодня производители и маркетологи стараются создать «искусственный» спрос, убедить людей, что та или иная вещь им нужна. Именно поэтому сегодня производители сначала создают товар, а только потом оценивают — нужен он покупателю, или нет.

Если товар окажется невостребованным, или люди не смогут его себе позволить, человеческий труд и потраченные ресурсы окажутся потраченными впустую. В современном мире далеко не все товары будут проданы.

Источник фото: unsplash.com

Кто пытается решить этот кризис?

Многие компании уже осознали проблему перепроизводства как одну из важнейших проблем современности. Кто-то создает цикл замкнутого производства, как компания Adidas, которая предлагает отправлять определенную модель кроссовок обратно производителю на перепроизводство, когда они износятся.

Кто-то решается остановить конвейер на несколько дней, чтобы снизить объемы производства. Особенно сильно это сказалось в период пандемии, когда многие компании приостановили свои производства. Однако и это привело к безработице и еще большему усилению экономического кризиса.

Но большинство компаний выбирает другой путь: создать спрос искусственно. Именно поэтому компании вкладывают огромные деньги в маркетинг, который управляет потребительским поведением, навязывая людям иллюзию, что они нуждаются в каком-то модном товаре.

Экономист Александр Дудчак считает, что задачи современного общества далеки от идеала. Производители сами создают потребность в товарах, которые зачастую никому не нужны.

«Мир стал слишком материальным, а о душе мало кто думает. Пока мы живем в мире, где основной критерий эффективности — это частная прибыль, вряд ли мы сможем вырваться из этого кольца. Если мы сравним качество техники, мы увидим, что в товары, которые считаются долгосрочными приобретениями, закладывается ускоренная утилизация. Они должны отслужить свой срок 5–10 лет, а потом их пускают под пресс. Если мы сравним с техникой, которая была раньше, например, с немецкими стиральными машинами, которые раньше могли служить 15 лет. Сейчас 5 лет — максимальный срок. Нет особой потребности менять телефоны каждые полгода, но маркетинг создает спрос и общественное мнение, которые говорят, что это нужно делать для поддержания своего социального статуса. Он почему-то поддерживается этими материальными безделушками».

У людей должны быть совершенно другие приоритеты. Но это проблема мировоззренческая, философская. Она влияет на материальный мир. А материальный мир влияет на нас. Государства пытаются вмешаться в эту ситуацию, которая уже во многом вышла из-под контроля. Например, во многих странах уже законодательно запрещено уничтожать непроданные продукты питания. Возможно, человечество когда-нибудь все-таки найдет выход из этой ситуации, а товары будут распределяться равномерно, и люди забудут, что такое голод.