Где упал последний орёл Российской Империи?

Царизм окончательно и бесповоротно пал в России в 1935 году, а символы российской государственности — двуглавые орлы — безжалостно уничтожались тут и там.

Где упал последний орёл Российской Империи?
© Русская Планета

Впрочем, если пересматривать легендарный фильм «Цирк» с блистательной Любовью Орловой в главной роли, можно увидеть ошеломляющие кадры. Вид Красной площади сверху. Взгляните!

На Историческом музее и Спасской башне сияют отнюдь не красные звёзды. Там всё ещё реют двуглавые орлы. Неужели в ходе монтажа картины кто-то решился на диверсию? Вовсе нет. Это реальность.

В 1917 году все орлы, символы российской государственности, были методично уничтожены. Двуглавые птицы ещё целых 18 лет восседали на Троицкой и Спасской, Боровицкой и Никольской башнях Кремля, а также на здании Исторического музея. Причина — финансы. Поменять царские символы на звёзды? Это было слишком дорого.

Немного истории

В первые годы советской власти двуглавые орлы — ключевые символы царизма — мозолили глаза пришедшим к власти большевикам. Но «товарищи» не были лишены элементарного рационализма. Они прекрасно понимали, что геральдика не является первоочередной темой.

В 1924 году в Совнарком обращались московские рабочие с весьма благозвучными фамилиями. Александр Преображенский, Николай Кузнецов и Александр Фёдоров потребовали заменить царских орлов на символы большевистской эпохи. Нет. Не на звёзды! Московским пролетариям хотелось, чтобы на Кремлёвские башни водрузили серп и молот.

Рабочая «троица» предлагала задействовать для демонтажа аэростаты, однако, к пролетариям не прислушались по причине дороговизны проекта. Шли годы. Смеркалось.

В 1930 году вопросом, который начинал отдавать совершеннейшей контрреволюцией, занялся специальный отдел НКВД. Снимать головы за неснятых орлов никому не стали. К щекотливой теме подошли бережно и рассудительно. Чекисты поручили академику Игорю Эммануиловичу Грабарю, живописцу, искусствоведу, возглавлявшему Центральные реставрационные мастерские, «провести экспертизу» засидевшихся на стенах Кремля орлов.

Не являются ли они исторической ценностью времён, к примеру, Петра или Екатерины? Удивительная щепетильность для людей, которые в 1931-м камня на камне не оставят от Храма Христа Спасителя

Грабарь бросился в архивы, где хранились древние планы российской столицы и её сердца – Кремля. Вскоре академик-искусствовед представил в управлении делами СНК докладную записку. В ней говорилось, что ни один из орлов памятником старины не является, поэтому брать их под защиту государства не имеет смысла.

Так ли это было на самом деле, или Грабарь слукавил, чтобы обезопасить себя в щекотливом вопросе грядущей смены символов? Он не кривил душой.

Двуглавые орлы украшали башни московского Кремля, начиная с XVII века. Но они обновлялись на регулярной основе. В последний раз новенького орла водрузили на Спасскую башню в 1912-м.

Совершеннейший «новодел» размером с корову, не провисевший и четверти века. Туловище орла, которое по одной из версий было дубовым, по другой – медным. И две головы с короной из позолоченного металла.

На Троицкой башне двуглавый орёл был 1870 года (ровесник Ленина). Тоже времена не Ивана Грозного, а императора Александра II, батюшки Александра III, на секундочку, утвердившего смертный приговор брату Ильича. В общем, никакой особой исторической ценности нет. А материальной? Разве что золотое покрытие…

Любопытный факт! Менее чем через неделю Игорь Эммануилович обращается к вопросу повторно (уже по собственной инициативе, вероятно, опасаясь за то, что его могут упрекнуть в равнодушии к важнейшей теме). 20 июня 1930 года появляется его вторая докладная записка, адресованная Авелю Сафроновичу Енукидзе, секретарю президиума Центрального исполнительного комитета Советского Союза

Потомственный дворянин, выпускник Императорской академии художеств, видимо, напомнил в своей докладной, что Владимир Ильич Ленин многократно высказывал недовольство орлами. Игорь Грабарь предложил заменить их не звёздами, а флажками, завершив своё послание словами «с коммунистическим приветом».

Ленин хотел убрать орлов ещё в годы Гражданской войны. Но в стране царил экономический хаос. Было не до геральдики! Вот фото одной из первых усыпальниц вождя мирового пролетариата. Упокоился он никак не под рубиновой звездой, а под ненавистным ему символом царизма. А как же товарищи Сталин, Ворошилов и другие первые лица советского государства? Они каждый день приезжали на работу, созерцая герб Российской Империи.

Началась полемика. На что менять орлов? Простые флажки? Дёшево и сердито. А почему не украсить башни гербом СССР? Или вернуться к предложению трудящихся Москвы? Они хотели видеть серп и молот.

В итоге приняли решение украсить башни Кремля звёздами. Но какими? Базой для работы над новыми символами был выбран Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского. Подключили два оборонных предприятия, словно речь шла о разработке новейшего оружия.

Первоначально эскизами занимался Евгений Евгеньевич Лансере, выдающийся живописец, академик Императорской академии художеств, не отбывший в своё время на пароходе в другие страны, а сохранивший верность и преданность России. Опасность ситуации была в том, что эскизы утверждал… сам товарищ Сталин.

Первый эскиз – промашка! Звезда была с кругом внутри. Сталин росчерком пера «похвалил и поругал», написав: «Хорошо, но лучше без круга», жирно подчеркнув слово «без». На второй звезде была помешавшая отцу народов скрепляющая палка, от которой, словно от пальмы, отходили все пять концов звезды. И вновь Иосиф Виссарионович похвалил, поругав: «Хорошо, но лучше без палки». Слово «без» Сталин опять подчеркнул

Третий раз решили не рисковать. И работу у Лансере забрали, позвав на помощь театрального художника Фёдора Фёдоровича Федоровского.

Фёдор Федоровский был человеком с простоватым лицом, отец —железнодорожный служащий, мать рано умерла, после чего родственники отправили мальчишку в Москву, где он возьми и поступи в Строгановское училище. Сокурсники ласково называли этого талантливого ученика Серова и Врубеля Трифеем (от слова три «Ф»), не подозревая, что именно в неведомое новое время он станет автором одного из ключевых символов советской государственности.

Звёзды «Трифея», автора декораций к ура-патриотическим спектаклям советской эпохи, Сталину, наконец-то, пришлись по вкусу.

Выполнение этого крайне ответственного задания поручили товарищу Карлу Викторовичу Паукеру, начальнику охраны Иосифа Виссарионовича Сталина, исполнявшего при нём функции лакея.

Паукера, этнического еврея, смешно картавившего и веселившего вождя фирменными анекдотами, называли личным парикмахером Сталина. Он действительно выполнял некоторые функции слуги. Никому не доверявший отец народов позволял ему… брить себя.

К тому же Паукер, организатор судилищ над Каменевым и Зиновьевым, выполнял функции палача и шута. На одном из банкетов в честь Сталина он, человек, присутствовавший при расстреле «троцкистов», в юмористическом ключе изобразил мольбы «врага народа» Зиновьева о пощаде и его просьбы дать ему в последний раз поговорить со Сталиным. Хохотавшему Иосифу Виссарионовичу, попросившему повторить номер, стало плохо от смеха

Именно Паукер получил задание снять шесть последних на территории СССР двуглавых орлов к 18-й годовщине Великой Октябрьской революции. В специально построенных гальванических цехах были готовы первые кремлёвские звёзды, созданные из нержавеющей стали, украшенные серпом и молотом, усеянные десятками тысяч уральских самоцветов. При этом каждый камушек был огранён лучшими ювелирами страны бриллиантовой огранкой. На позолоту первых кремлёвских звёзд потратили почти 68 кг золота.

Первый заместитель народного комиссара внутренних дел написал рапорт о выдаче необходимого количества золота лично секретарю ЦК Кагановичу. Увидев количество необходимого золота, экономный от природы Лазарь Моисеевич написал резолюцию, за которую другой расплатился бы головой:

«Придётся выдать!»

Общий вес звёзд оказался непомерно велик – 5,6 тонн. Пришлось укреплять ветхие кремлёвские башни, устанавливая внутри них стальные конструкции, на которых, собственно, и были закреплены эти тяжёлые, но невероятно красивые и поистине огромные символы новой – советской! – империи.

Снимали орлов и устанавливали звёзды ровно 85 лет назад, 2 ноября 1935 года, специально подготовленные верхолазы. Но всё-таки это была творческая неудача, продиктованная фанфаронством и желанием угодить Сталину. Невероятно красивые и огромные звёзды довлели над башнями. Они чудачески, если не сказать карикатурно, нависали над ними, а уральские самоцветы быстро погасли. Их сияние поглотила копоть, источаемая столичными заводами.

Звёзды 1935-го провисели немногим более года, а затем их заменили на более простые и одновременно практичные — из рубинового стекла с применением позолоты и селена. Самоцветы заменили на безотказные лампочки. Был предусмотрен процесс удаления грязи. И снова – мимо!

Днём эти красные звёзды выглядели траурно-чёрными, что вынудило разработчиков снимать их вновь, вводя ещё один — молочный! — слой стекла. Теперь звёзды приобрели нужный цвет и рдели над башнями в любое время суток. Ура? Не совсем.

Мощные лампы плавили эти великолепные пятиконечные рубины, которые могли треснуть и осыпаться на голову отца народов, сработав не хуже гильотины. Пришлось «вплетать» в конструкцию кремлёвских звёзд вентиляторы, которые защищали их от перегрева.

Наконец, всё получилось. И над башнями воссияли маяки новой империи, которой тоже суждено было рухнуть. Символы прежней России уничтожили. Но согласно одной из красивых кремлёвских легенд последний орёл Российской Империи валяется где-то в подвалах Кремля. После 1991 года никто не решился вновь менять звёзды на двуглавых орлов, ставших символом новой России. Мало ли что может случиться?

P.S. Верный слуга и шут Сталина Карл Викторович Паукер, командовавший процессом замены государственных символов 85 лет назад, был расстрелян на полигоне «Коммунарка» в августе зловещего 1937-го.

Такая история.