Войти в почту

Наследие Кызласова или проклятие площадки? Кризис добивает «Титановую долину»

Неблагоприятные последствия На прошлой неделе стало известно о передаче в суд дела о вымогательстве взятки бывшим гендиректором свердловской ОЭЗ «Титановая долина» Артемием Кызласовым: по версии следствия, он получил от подрядчика 13 млн рублей, угрожая «неблагоприятными финансовыми последствиями». По иронии судьбы, практически одновременно с подписанием обвинительного заключения неблагоприятные последствия наступили для самой «Титановой долины». Как уже писал «ФедералПресс», финская компания Huhtamaki, планировавшая вложить около 850 млн рублей в производство экоупаковки, объявила о выходе из проекта. Она обосновала это не только нестабильностью в связи с пандемией коронавируса, но и проволочками при получении разрешений на строительство. А это – прямая зона ответственности управляющей компании ОЭЗ, ведь именно облегчение бюрократических процедур является одним из главных смыслов ее существования. Подобный скандал произошел еще при Кызласове: тогда компания «СТОД-Урал», собиравшаяся вложить целых 15 миллиардов в переработку дерева, разорвала договор с «Титановой долиной». Кызласов не смог убедить инвестора в том, что вовремя сможет построить железную дорогу, необходимую для вывоза продукции. Отметим, что «Титановой долине» уже удалось найти замену «СТОД-Уралу»: ею стала компания по производству железнодорожных колес «Аллегро», созданная «Евразом» и холдингом «Рейл Сервис». При этом новому инвестору все равно необходима железная дорога, и летом был подписан концессионный договор. Согласно этому документу, РЖД за свой счет построят пути (стоимость инвестиций ранее оценивалась в 1,6-1,8 млрд рублей) и передадут их Свердловской области, а деньги вернут за счет грузоперевозок. Однако в том случае, если прибыль окажется меньше ожидаемого, инвестиции придется возвращать из свердловского бюджета, который и так вложил миллиарды в «Титановую долину». Спасительный UBM На данный момент на сайте «Титановой долины» перечислено 11 резидентов, включая Huhtamaki. Крупнейший из них – Ural Boeing Manufacturing, совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing, которое инвестировало 5,6 млрд рублей. Он же является и лидером по доходам: согласно базе Seldon.Basis, выручка в прошлом году составила почти 1,5 млрд рублей, чистая прибыль – 318 млн. Прочие компании не могут похвастаться подобными успехами: построенное при участии корейских инвесторов производство «Миникат» ни разу не выходило в плюс, а в прошлом году показало убыток в 16,7 млн рублей. «Микромет» в 2018 году получил убыток в 7 млн. Чистая прибыль «Зибуса» – первого предприятия, открывшегося в «Долине» – за два года составила около 300 тысяч при инвестициях в 120 миллионов. Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» исполнительный директор предприятия Евгений Дорнбуш, получение лицензий заняло больше времени, чем ожидалось, поэтому «Зибус» только сейчас выходит на рынок. Изначально предполагалось, что к 2020 году он займет 20-процентную долю на российском рынке по некоторым наименованиям медицинских изделий. Еще одна компания – «Нордбазальт» – судя по всему, не ведет никакой деятельности, хотя «Титановая долина» не спешит исключать ее из числа резидентов. Ранее такая судьба постигла компании «Синерсис», «Стройдизель-Композит», «Праксайр Титановая долина», «Инферком – Урал», «Уральский оптический завод» и «Ас Пром». При этом неудачная попытка вложений в «Титановую долину» оборачивается для компаний большими расходами. Как пишет в своей научной статье руководитель аппарата гендиректора ВСМПО-АВИСМА Оксана Рыбакова, затраты одной из компаний за три года участия превысили 5 млн рублей, включая расходы на поиск и обработку информации, переговоры и выплату штрафа за разрыв соглашения. Сама Рыбакова считает, что практика штрафов противоречит заявленным в нормативной базе ОЭЗ требованиям к либерализации экономической среды и снижению инвестиционных рисков. О компании «ВСМПО – Новые технологии» не слышно уже много лет: по сообщениям СМИ, она была нужна только для регистрации UBM. Два резидента – «Ферростар» и Верхнесалдинский металлургический завод – аффилированы друг с другом и реализуют один и тот же проект. Запуск завода намечен на конец следующего года. Наконец, в мае «Титановая долина» переманила из татарстанской «Алабуги» компанию «ЭкоТех» челябинских инвесторов Вячеслава Мальцева, Олега Букина и Игоря Гирича. Ранее они намеревались построить завод в ТОСЭР «Верхний Уфалей», но проект так и не был реализован. Вторая площадка Между тем «Титановая долина» запустила вторую площадку в Екатеринбурге – земли для нее были выкуплены у УГМК за счет областного бюджета. Пока на ней работает лишь одно производство – цех Уральского завода гражданской авиации. В 2020 году должны были запуститься еще два проекта – «Сибеко системы сидений» и «Униматик». В отделе маркетинга холдинга «Сибеко» корреспонденту «ФедералПресс» не смогли ответить на вопрос о том, когда производство появится на самом деле. Замгендиректора «Униматика» Олег Колянов заявил, что «пока» выпуск продукции не начался. «Там как минимум коммуникации не подведены, и, конечно, коронавирус немного изменил планы. Но экспертизу по строительству мы почти прошли», – уточнил источник в компании. На 2024 год, согласно сайту «Титановой долины», перенесено открытие производства «Русмед». Дозвониться до владельца компании Олега Хабибуллина корреспонденту «ФедералПресс» не удалось. Из оставшихся резидентов два («Ойл Энерджи Экспорт» и «ГИГ-Екатеринбург») планируют запустить производство в 2021 году, еще два («Горняк» и Уральский завод шахтного приборостроения) – в 2022. Отметим, что в 2010 году, когда «Титановая долина» только создавалась, даже пессимистичный сценарий развития предполагал заполнение первых двух очередей в 2020 году, а по оптимистичному сценарию должны были заполниться целых три очереди. Четвертая с конца Согласно летнему отчету Минэкономразвития, общий объем бюджетных инвестиций в «Титановую долину» составил около 3 млрд рублей, еще 1,3 млрд вложила управляющая компания. При этом объем частных инвестиций – менее восьми миллиардов. Как видно, львиная доля приходится на UBM. Создано 850 рабочих мест (по данным официального сайта ОЭЗ, 587 из них приходится на УЗГА, еще 204 – на UBM). Общая выручка резидентов за все время составила 13,2 млрд рублей. Другими словами, фактически показатели ОЭЗ обеспечиваются всего двумя проектами. Министерство оценило эффективность зоны за все время в 83 % – из десяти ОЭЗ промышленно-производственного типа показатель хуже демонстрируют только псковское «Моглино», астраханский «Лотос» и воронежский «Центр». Отмечается, что 87 % площади «Титановой долины» на конец 2019 года не было передано резидентам – больше земель пустовало только у созданного в 2018 году «Центра». Обеспечено контрактами с резидентами менее 35 % водоотведения, 29 % водоснабжения и 11,7 % газоснабжения. По сути отчет Минэкономразвития подвел итоги бесславного правления гендиректора Артемия Кызласова, который многократно подвергался критике со стороны депутатов, аудиторов и экспертов. В феврале 2020 года Кызласов был задержан по подозрению в коррупции, а в августе отправлен в отставку. В сентябре стало известно, что «Титановая долина» потребовала от одного из сотрудников вернуть 3,6 млн рублей, незаконно выданные в качестве аванса по командировочным. Предположительно, речь идет о самом Кызласове. При новом руководителе Андрее Антиповеситуация как будто изменилась к лучшему: в «Титановую долину» зашли «Аллегро» и «ЭкоТех», появилась определенность со строительством железной дороги. Тем не менее, уход финских инвесторов показал, что коренные проблемы решить не удалось. «Кризис добавил сложностей» Еще в 2017 году вышла статья профессора УИУ РАНХиГС Михаила Фельдмана, который назвал основные причины слабых результатов «Титановой долины»: несогласованность создания инфраструктуры, неэффективную работу КРСУ, которая курировала проект на первом этапе, некомпетентность управляющей компании и непрозрачность ее отчетности, отсутствие должного надзора, а также научного и экспертного сопровождения. С самого начала проект был запущен без обсуждения с учеными и общественниками, что привело к переоценке инвестиционной привлекательности площадки, констатирует Фельдман. Что касается второй очереди, то «решение … в первую очередь было продиктовано желанием интенсифицировать развитие «буксующего» проекта экстенсивным путем с целью выполнения целевых показателей и создания положительного образа», пишет ученый. «Нельзя не отметить существенное влияние компании «УГМК-Холдинг», которая активно лоббировала данное решение», – добавляет Фельдман. Как объяснила корреспонденту «ФедералПресс» доктор экономических наук, профессор РАН Ольга Кузнецова, успех ОЭЗ складывается из трех составляющих: готовая инфраструктура, выгодное географическое положение и преференции для инвесторов – как финансового, так и административного характера. В «Титановой долине» проблемы возникли со всеми тремя позициями. «Во-первых, достаточно долго запускался процесс вложений в инфраструктуру: областное правительство взяло на себя обязательства, которые было сложно выполнить. Если до сих пор не проведена железнодорожная ветка, это серьезная проблема для инвесторов, так как на машинах в Центральную Россию товары возить дороговато. Во-вторых, первая площадка не самая выгодная по географическому положению. Свердловская область в принципе не самый удобный с точки зрения размещения предприятий по выпуску потребительской продукции регион, многие инвесторы стремятся поближе к морским портам или Центральной России. А когда площадка находится на отдаленной от Екатеринбурга территории, это еще больше усиливает проблему. Третий момент – достаточно долго в промышленных зонах в принципе были не особенно масштабные налоговые льготы. В силу этих обстоятельств «Титановая долина» оказалась не в лучшем положении, хотя и кризис добавил сложностей», – говорит Кузнецова. Если в этих трех составляющих есть недостатки, инвесторы будут выбирать другой регион, предупреждает Кузнецова. К успешным ОЭЗ она относит старейшие в России «Алабугу» и «Липецк». Примечательно, что та же компания «Хухтамаки», не задержавшаяся в «Титановой долине», давно работает в «Алабуге». Между тем в октябре вице-премьер Юрий Трутнев провел заседание межведомственной рабочей группы, которая одобрила очередной свердловский проект по привлечению инвесторов – территорию опережающего развития в Верхней Туре. Повторит ли она судьбу «Титановой долины», покажет время. Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Наследие Кызласова или проклятие площадки? Кризис добивает «Титановую долину»
© РИА "ФедералПресс"