Бизнес на удаленке: новая реальность
Риск возвращения «черного лебедя» — второй волны коронавируса с негативными последствиями — для российской экономики сохраняется. В начале высокого делового сезона значительная часть российских компаний из сферы финансов, технологий, ритейла уже подтвердила планы по продлению полного или частичного режима удаленной работы для сотрудников до конца года. Для ИТ в целом это означает сохранение режима готовности к работе в режиме повышенных нагрузок. При этом из-за финансовой неопределенности ИТ-департаментам придется, скорее всего, продолжить работать без долгосрочной стратегии и в условиях ограниченных бюджетов. Это повышает риск незапланированных и неэффективных затрат на инфраструктуру. Итоги удаленной работы По прогнозам Gartner, 41% сотрудников, вероятно, будет работать удаленно, по крайней мере, часть времени после пандемии коронавируса, по сравнению с 30% до пандемии. Бизнесу необходимо адаптироваться к изменениям. Предприятия розничной торговли, бизнес которых связан с продуктами питания, ускорили доставку товаров на дом непосредственно до покупателя. Банкам, страховым компаниям и медицинским службам пришлось быстро разрешить и организовать удаленную работу при одновременном продвижении услуг через онлайн-сервисы. В России X5 Retail Group планирует перевести 60% сотрудников на удаленный или комбинированный режим работы, сократив тем самым операционные расходы на аренду за счет отказа от части площадей. Сбербанк подтвердил, что порядка 30% сотрудников продолжат работать в удаленном режиме. Больше 50% сотрудников МКБ также останутся в режиме home office. Органы государственной власти, которые меньше всего привыкли к резким изменениям, были вынуждены перейти к удаленному или частично удаленному формату работы и управления. Это потребовало развертывания мощной ИТ-инфраструктуры: укрепления сетей, увеличения пропускной способности, разворачивания инструментов для совместной работы сотрудников. Исследовательская компания McKinsey называет пандемию «Великой перезагрузкой». Кризис COVID-19 ускорил во всем мире процессы автоматизации и цифровизации в секторах экономики с высокой производительностью. По мере снятия ограничений возникает закономерный вопрос, станет ли такой подход новой нормой? И какие требования бизнес будет предъявлять к ИТ в новых условиях? ИТ-инфраструктура должна быть готова к возвращению «черного лебедя» До пандемии почти каждое десятое предприятие в мире не имело плана обеспечения непрерывности бизнеса на случай подобных ситуаций. Сегодня крупные компании говорят о том, что готовы обеспечить практически мгновенный переход к удаленной работе. В этом же ключе ИТ рассматриваются как ключевой ресурс, который поможет организациям определить правильный курс в эпоху после COVID-19. После кризиса COVID-19 компании должны перестраиваться и активизировать цифровую деятельность. Руководители бизнеса и ИТ должны начать планирование фазы в том числе и после COVID-19, поскольку экономическая и финансовая неопределенность еще сохраняются. Для этого компаниям нужна стратегия управления данными и ИТ-инфраструктурой. Как ИТ могут помочь остаться на коне? Стратегия ИТ-директора даже в условиях неопределённости должна представлять собой многосторонний подход к решению краткосрочных и долгосрочных проблем. В краткосрочной перспективе ИТ-менеджеру необходимо управлять расходами с целью снизить затраты и создать инвестиционный потенциал для повышения устойчивости системы для долгосрочного роста бизнеса. ИТ-руководители по-прежнему должны быть готовыми минимизировать риски при инвестировании в новые мощности. Также они должны гарантировать, что бизнес может адаптироваться и развиваться как в быстро меняющихся рыночных условиях, так и при существенных ограничениях ресурсов. Не подвергать риску бизнес в условиях финансовой неопределенности означает избегать затрат на инфраструктуру, которой вы еще не пользуетесь, поскольку завтра ваши приоритеты могут измениться. Компании, которые хотят «остаться на коне», должны уметь быть гибкими, что позволит не только вернуться к докризисному ритму работы, но также измениться и переоценить текущее положение на случай непредсказуемых сценариев, срок которых неизвестен. При выборе поставщиков технологических решений стоит обращать внимание на организации, которые смогут предоставить предприятиям гибкие модели потребления, что позволит им, с одной стороны, выводить на рынок инновации, а с другой — решать вопросы физических ограничений. Исследовательская компания Accenture рекомендует руководствоваться тремя горизонтами планирования. На первом этапе ИТ-руководителям необходимо тесно сотрудничать с бизнесом, планировать краткосрочные вмешательства для поддержки бизнеса, то есть стабилизации операций и управления затратами. Необходимо пересмотреть процедуру закупок ИТ-оборудования, особенно это важно, если компания будет вынуждена сокращать штат ИТ-департамента или урезать бюджеты при поддержке текущих проектов. Хотя, возможно, таких проектов будет меньше, они станут более стратегически важными для доходов организации. Стоит также проанализировать и пересмотреть то, что вы храните у себя, а что в облаке. На втором этапе ИТ-директорам необходимо переключиться на повышение гибкости ИТ в будущем, когда экономика начнет восстанавливаться до уровня, существовавшего до COVID-19, когда обозначится восстановление спроса. Более того, изменения могут быть внезапными, и бизнесу необходимо будет управлять своими сквозными процессами (например, производством, цепочкой поставок, продажами) для удовлетворения спроса. Ожидается, что ИТ-службы должны будут иметь достаточные резервы ресурсов без снижения их производительности. На этапе восстановления, после стабилизации и возрождения базовых бизнес-операций, потребуется сместить акцент на изменение ИТ и переориентацию на рост бизнеса. От ИТ-руководителей это потребует выведения ИТ на передний план в рамках долгосрочной трансформации бизнеса. Выводы Большинство аналитиков считает, что докризисные формы организации деятельности бизнеса уже никогда не вернутся. Мы должны учиться жить в новой реальности, в том самом мире, когда нужно быть готовым к изменениям, порой очень быстрым. А правильно организованные ИТ-процессы могут помочь компаниям остаться на плаву и добиться успеха в будущем.