Знаменитый бренд миллиардного предприятия Мусина ушел с торгов менее чем за 100 тысяч рублей

Татарстанский бренд ушел в Калининград.

Знаменитый бренд миллиардного предприятия Мусина ушел с торгов менее чем за 100 тысяч рублей
© Реальное время

Как выяснило "Реальное время", конкурсный управляющий близкой к экс-главе "Татфондбанка" Роберту Мусину ОАО "Обувная фабрика "Спартак", все же смог продать знаменитый товарный знак этой фабрики. Торги проводились по меньшей мере трижды, изначально товарный знак (вместе с двумя другими — брендом бюджетной обуви из искусственной кожи BON TON, которую шили в Китая, и так и не запустившимся брендом Poliar) оценили в 300 тысяч рублей. На четвертые торги (первые три были признаны несостоявшимися) товарный знак ушел за 91 тысячу рублей.

Покупателем стал некий предприниматель из Калининграда Виталий Ревизонский — он был единственным, кто заявился на эти торги. В Калининграде он ведет юридическую практику и специализируется на вопросах интеллектуальной собственности собственности. За ним сейчас числится товарный знак "BIZNES.RU" (домен его персонального сайта) и еще три заявки на товарные знаки, среди которых — фразы "Слуга народа" и "Котокафе". Ревизонский не стал отвечать на вопросы "Реального времени" о планах на товарный знак и причинах покупки.

Отметим, что долго действие этого товарного знака не продлится — срок действия исключительного права на него истекает уже 29 мая 2021-го. Потом знак придется продлевать, при этом расширить его действие нельзя — а относится он исключительно к обуви.

Сам знак представляет собой слово "Спартак", написанное красным цветом. Знаменитой "спартаковской" подковы он не содержит.

100-летняя история и миллиардные вложения

Фабрика "Спартак" имеет более чем 100-летнюю историю — создавалась она в Казани еще в 1916 году тремя фабрикантами Шабановым, Зобниным и Жулиным. Правда, после революции фабрика была национализирована, а чуть позже, в 1922 году — стала Казанским кожевенно-обувным комбинатом "Спартак". Можно сказать, что и самому бренду "Спартак" уже без малого 100 лет.

За всю историю фабрика переживала различные времена, однако к началу 2000-х "Спартак" стабильно входил в двадцатку крупнейших производителей обуви России. В 2000-е фабрика пошивала обувь не только в Казани, но и в нескольких других регионах России, а также размещала заказы в Китае и Турции. В 2016 году фабрика "Спартак" произвела 240 тыс. пар обуви на сумму 442,8 млн руб. Хотя уже в те годы чистая прибыль предприятия колебалась около нулевых значений.

Только уставный капитал компании превышал миллиард рублей. В 2012 году фабрика почти полностью оказалась под контролем ее директора Райхата Гарипова — как раз в миллиард рублей она ему и обошлась.

Как уже было сказано выше, и до Гарипова, и в последующие годы обувная фабрика "Спартак" была близким к Мусину бизнесом — в частности, в состав учредителей входила центральная компания бизнес-империи Мусина, ООО "Новая нефтехимия", а ранее — связанные с "Татфондбанком" структуры. И вскоре после краха "Татфондбанка" банкротство ожидало и фабрику: сама фабрика заявила о намерении подать на банкротство еще в декабре 2016 года. Причиной этого на фабрике называли невозможность расплатиться по кредитам, так как деньги зависли в банках группы ТФБ. Долг предприятия тогда оценивался в 3 млрд рублей.

В октябре 2017 года на предприятии ввели наблюдение, конкурсное производство — в апреле 2018-го. Чуть раньше, в марте 2018-го фабрика остановила производство. Тогда СМИ сообщали о поисках инвестора, который взялся бы за возрождение фабрики — но в итоге этого не произошло. В итоге имущество фабрики потихоньку уходит с торгов.

Кстати, в рамках банкротства выяснилось, что товарные знаки — в том числе и тот же "Спартак", фабрике "Спартак" уже даже не принадлежат, а ушли в другую связанную с Мусиным компанию УК "Шуз концепт" всего за 80 тысяч рублей. Однако конкурсному управляющему удалось добиться возврата этих активов в конкурсную массу через суд.