Только не у меня во дворе! Почему мы отвергаем благоустройство

"Раньше было лучше", "Сделают как попало", "Зачем это все?" – подобные фразы наверняка хотя бы раз в жизни произносил каждый второй москвич, сталкиваясь с преображением собственного двора или районного сквера. Зачастую даже красочные презентации и яркие иллюстрации проекта благоустройства не способны изменить отношение горожан к переменам. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться, в чем причина недоверия жителей к благоустройству, какие практики и методы помогают преодолеть это неприятие и какие из них используются в Москве.

Только не у меня во дворе! Почему мы отвергаем благоустройство
© РИА Недвижимость

Стадия отрицания

Боязнь перемен и недоверие к новому – абсолютно нормальные человеческие черты, свойственные каждому из нас. Мы с осторожным любопытством встречаем еще незнакомых коллег на работе, колеблемся, прежде чем попробовать экзотическое блюдо на отдыхе, и тщательно обдумываем, стоит ли менять старый и проверенный гаджет на более новую, но неизвестную модель.

Свойственное нам недоверие проявляется не только в личной жизни, но и на городском уровне. Стоит нам увидеть вырытый рядом с домом котлован или огороженную зону в парке, мы нередко начинаем ворчать, мол, опять все перекопали, все было прекрасно и вообще – зачем что-то менять? Не менее остро горожане реагируют на благоустройство районных скверов и собственных дворов, особенно если активно пользуются этими пространствами.

Как утверждают опрошенные РИА Недвижимость эксперты, в основе недоверия жителей – вполне определенные причины.

Страх неизвестного

Феномен неприятия перемен в рамках благоустройства городских территорий настолько распространен, что в международной практике для него существует даже отдельное определение – "not in my backyard" (только не на моем заднем дворе – ред.), объясняет генеральный директор архитектурного бюро "Проектная группа 8" Дмитрий Смирнов.

"Люди в принципе с трудом привыкают к новому, а если дело касается такого пространства, как двор или территория со сложившейся застройкой, то здесь и вовсе нужен особый, деликатный подход. Например, в том же районе Бибирево люди по 40 лет живут, есть те, кто помнят дворы в 70-х, помнят деревья маленькими, есть и те, кто их сажал. Эту группу выделяют обостренное чувство привязанности и принадлежность к отдельным элементам дворового пространства", – рассказывает эксперт.

У определенной части аудитории уровень недоверия связан с внутренним страхом, что их обманут, сделают не так, как мы говорили.

"У людей пока нет такого опыта, потому что соучаствующее проектирование только начинает становиться нормой в Москве. Еще одна причина – сопротивление переменам. Люди готовы жить как раньше, только бы не происходило ничего страшного и неизвестного", – соглашается специалист по соучаствующему проектированию, социальной анимации и работе с сообществами проекта "Город-друг" Любовь Гурарий.

Вертикальное проектирование

Вторая причина недоверия, считают эксперты, это так называемое вертикальное проектирование – принятие решений по схеме "сверху-вниз", без учета мнений и нужд жителей. И хотя в современном мире эта практика давно устарела и в масштабах Москвы практически не применяется, сформированное к ней подозрение и отрицание осталось у многих горожан.

"В течение долгих лет все решалось за жителей, именно поэтому многие до сих пор относятся к благоустройству с подозрением. Они не понимают, как это все работает, не доверяют специалистам", – делится опытом архитектор и специалист по вовлечению бюро Megabudka Александр Бондаренко.

Когда человек не чувствует, что к нему отнеслись внимательно и выслушали его потребности в рамках проекта, он отказывается принимать последующие за этим перемены, добавляет эксперт.

Малая вовлеченность

Неприятие благоустройства также может вызвать незаинтересованность самих пользователей пространства в его судьбе. Далеко не во всех домах есть организованное и активное сообщество жителей, которым не безразлична судьба своего двора или районного сквера.

"На мой взгляд, люди среднего возраста на начальном этапе проектирования меньше заинтересованы во дворе, поскольку у них нет пользовательского опыта, которым обладают, например, лица старшего поколения или родители с детьми", – рассуждает Смирнов.

По его словам, двор для такой группы населения – это не место для активностей или времяпрепровождения, а транзитная зона по дороге к автобусной остановке или метро, место для парковки автомобиля. Иными словами, проходной участок, не вызывающий к себе особого интереса.

Есть и другая сторона медали, уверяет архитектор и партнер архитектурного бюро UTRO Алена Зайцева – причиной отрицания благоустройства зачастую становится личный печальный опыт прошлого.

"У многих жителей есть пожелания, которые они долго аккумулируют, но не понимают, куда с ними идти. Попытка жителя высказаться раньше часто просто не находила отклика", – говорит Зайцева.

Фрустрация, усталость от предыдущих бесплодных попыток что-то улучшить и невозможность быть услышанными – все это со временем накапливается и также трансформируется в недоверие и подозрение в отношении перемен.

К счастью, утверждают эксперты, в современном мире существует ряд методик, которые позволяют изменить негативное отношение жителей к благоустройству и дают им возможность приложить собственную руку к обновлению городских пространств. Большинство из них успешно применяются в рамках так называемого соучаствующего проектирования.

Важность соучастия

В мировом масштабе соучаствующее проектирование – концепция далеко не новая. Активное развитие она получила в западных странах в 60-х годах.

"Но для России и для Москвы эта практика довольно свежая. Прецедентом стал "Мой район", большая системная программа, где участие и вовлечение жителей становятся ключевыми принципами", – указывает Дмитрий Смирнов.

Говоря по-научному, соучаствующее проектирование – это единение подходов к развитию городской среды и максимального включения в процесс заинтересованных сторон. По-простому, горизонтальное проектирование, в рамках которого специалисты тесно сотрудничают с жителями как с пользователями городского пространства, принимают и корректируют решения на основе их пожеланий.

В результате подобной работы, отмечает Гурарий, получаются пространства, которые соответствуют актуальному запросу реальных пользователей.

"В таких случаях получается персонализированное пространство, которое люди присваивают себе и с удовольствием живут, создавая новые связи и опыт – в итоге они получают то, что им нужно", – отмечает эксперт.

Соучаствующее проектирование, по словам специалистов, подразумевает под собой различные вариации вовлечения жителей: от полноценной совместной работы до упрощенной схемы (например, общественные слушания). Вне зависимости от формата, эта практика всегда реализуется в соответствии с несколькими основными принципами.

Принцип первый: вовлечение всех заинтересованных сторон

Наибольшего эффекта, отмечает Смирнов, достигают проекты благоустройства, в рамках которых работа с заинтересованными сторонами ведется с самого начала.

"В ней принимают участие жители, старшие по дому, управляющие компании, районные управы, муниципальные депутаты. В многостороннем диалоге и рождается устойчивый проект. Обязательно вовлечение разных пользовательских категорий: родителей, лиц старшего поколения, детей и подростков", – перечисляет эксперт.

Соучаствующее проектирование – это, в первую очередь, про договоренности, и не только между проектировщиками и пользователями, но и между самими жителями, добавляет Бондаренко. Кроме того, отмечает он, если рядом с благоустраиваемым пространством работает бизнес, магазин или некоммерческая организация, они тоже становятся заинтересованной стороной.

"Бизнес хочет, чтобы на территории было больше людей, готовых покупать продукцию. Жителям важно, чтобы было тихо. У каждой стороны свои взгляды, и каждую нужно выслушать", – говорит Бондаренко.

Принцип второй: широкое информирование

Второй принцип соучаствующего проектирования – всестороннее информирование жителей о происходящем, уверяют эксперты. Во-первых, введение пользователей в курс дела помогает им почувствовать себя сопричастными, а значит – снизить градус недоверия. Во-вторых, регулярная коммуникация позволяет избежать потенциального недопонимания и конфликтов как между самими жителями, так и в отношениях "специалист-пользователь".

"Сначала важно прийти на объект без проекта, обсудить имеющиеся у жителей проблемы, понять их запросы. Потом, уже с предварительным проектом, концептуально обсудить необходимые зоны, углубиться в детализацию, чтобы избежать ошибок. Если бы мы пришли и просто сделали проект без обсуждений, то люди, возможно, приняли бы его и, может, даже благодарили. Но никто не смог бы гарантировать, что новое пространство не стало бы для них проблемой, с которой им пришлось бы жить", – поясняет Дмитрий Смирнов.

"Мы ставим перед собой задачу сделать пространство, максимально отвечающее запросу. Чтобы коммуникации с жителями работали хорошо, главное – объяснять и обосновывать каждое принятое решение. Мы называем это "доказательная архитектура". Так мы снижаем уровень дискомфорта и конфликта", – добавляет Зайцева.

Когда пользователи задают вопросы и получают на них профессиональные аргументированные ответы, это добавляет уверенности, что с их любимым пространством все будет нормально, отмечает она.

По словам экспертов, недостатка в способах информирования жителей в современном мире нет. Помимо личных встреч, специалисты создают чаты в мессенджерах, печатают объявления и листовки, которые доставляют жителям, проводят выставки с рендерами проекта, активно ведут социальные сети с отчетами о прошедших встречах.

Все эти методы, отмечает Смирнов, специалисты в частности использовали при разработке благоустройства двора у дома 4 по улице Коненкова в Бибирево в рамках "Моего района". Чем обширнее список каналов связи, тем удобнее каждому жителю выбирать способ коммуникации канал себе по душе и оставаться в курсе происходящего, даже не принимая в процессе проектирования активное участие.

Принцип третий: поиск компромисса

Контакт специалистов и жителей – один из важнейших процессов соучаствующего проектирования, в рамках которого формируется доверие, говорят эксперты. Нередко к принятию финального решения о благоустройстве ведут долгие объяснения, однако, по словам Бондаренко, именно в результате этого процесса появляются многофункциональные и любимые пользователями пространства.

"Специалисты, архитекторы и проектировщики обладают знаниями и опытом, которые часто непонятны жителям. Это как с вредной едой: диетологи говорят – нужно есть полезную еду, а мы им – нет, мы хотим бургеры. Тогда диетологам приходится объяснять, почему это вредно и какие последствия могут быть", – приводит пример он.

Золотая середина между пожеланиями жителей и возможностями проектировщиков достигается с помощью коммуникации. Накладывая свои идеи на обратную связь профессионального сообщества, жители начинают понимать, какое огромное количество интересов у них и их соседей, и что хорошо бы учесть их по максимуму, не нарушив технических ограничений, делится опытом Гурарий.

"Соучастие еще и отлично работает как инструмент формирования сообществ. В процессе проектирования часто возникают новые группы, которые в дальнейшем объединяются по интересам и прорастают в обновленной среде", – уверяет она.

Жителям важно общаться друг с другом, обсуждать и развиваться вместе на общей территории. У многих в Москве нет опыта управления своей территорией, они не участвовали в подобном, им важно пройти этот этап собственной эволюции, соглашается Бондаренко.

Освоение нового

Если пользователь активно участвует в процессе благоустройства, он начинает любить обновленную территорию задолго до ее окончательной реализации, говорят эксперты, особенно когда видит свои идеи не на бумаге, а в реальности.

Однако некоторым жителям, чей уровень недоверия остается высоким, несмотря на информирование, иногда нужен небольшой толчок к освоению пространства и перемены к нему отношения.

По словам Гурарий, существуют определенные методы активации благоустроенных общественных пространств.

"Это не просто ввод в эксплуатацию, а передача "культурных ключей" от пространства. Иногда важно показать возможности пользовательского опыта, что на конкретной территории теперь можно проводить дни рождения, дворовые распродажи, концерты и прочее. Когда происходит преображение, новые сценарии появляются естественным путем. А небольшая поддержка на старте дает импульс быстро понять, как можно взаимодействовать с пространством", – объясняет собеседница агентства.

В свою очередь Бондаренко замечает, что у активных групп населения нет проблем с освоением нового пространства. Наоборот, они приходят и говорят: "Наконец-то мы видим это вживую!". Как привлекать остальных? Разумеется, переходить в диалог, отвечать на вопросы, проводить экскурсии, рассказывать и объяснять. Обычное человеческое общение, а не избегание контакта, решает все эти проблемы, заключает эксперт.