Крупнейший ретейлер страны Х5 рассказал о модели управления бизнесом

В вашей стратегии впервые прозвучали цели в области устойчивого развития. Почему это произошло именно сейчас?

Крупнейший ретейлер страны Х5 рассказал о модели управления бизнесом
© Российская Газета

Игорь Шехтерман: Х5 - это одна из крупнейших компаний страны по числу ежедневных непосредственных контактов с людьми. Миллионы наших покупателей ожидают, что наши магазины будут бесперебойно снабжать их доступными и качественными продуктами, что покупки будут происходить в безопасной и комфортной обстановке. Кроме того, в Х5 работают более 320 тысяч сотрудников, и от имени покупателей мы взаимодействуем с тысячами производителей и поставщиков.

Все это предопределяет важнейшую социальную роль нашей компании в обществе. Поэтому мы ставим цели в этой области наравне с бизнес-целями, измеряем этапы нашего роста определенными показателями, создаем специальные программы. Я думаю, что Х5 - одна из немногих компаний, которая включила достижение целей в области устойчивого развития в долгосрочную программу мотивации топ-менеджмента.

При формулировании ваших задач до 2030 года насколько вы принимали во внимание национальные цели России, которые сформулированы на этот же срок?

Игорь Шехтерман: Мы брали за основу и 17 глобальных целей до 2030 года, которые были приняты на уровне ООН в 2015 году, и национальные цели РФ до 2030 года.

Наши стратегические программы позволят компании внести вклад в реализацию таких национальных целей, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, комфортная и безопасная среда для жизни.

Мы уже достаточно давно реализуем проекты, направленные на помощь людям старшего поколения и лицам с ограниченными возможностями, и намерены их активно развивать. К 2023 году мы планируем вдвое увеличить количество получателей адресной продовольственной помощи в рамках нашего совместного с Фондом продовольствия "Русь" социального проекта "Корзина доброты". А к 2030 году мы хотим увеличить прирост благополучателей на 30% в год.

С весны мы делаем специальные "корзины" для людей старше 65 лет, а также для больниц, которые работают с COVID-19. Кроме этого, есть специальные скидки на покупку продуктов для пенсионеров. Например, в прошлом году общая сумма таких скидок составила более 12 миллиардов рублей.

Мы также хотим, чтобы все магазины "Пятерочка" и "Перекресток" к 2023 году были подключены к проекту "Островок безопасности", который мы делаем совместно с поисково-спасательным отрядом "Лиза Алерт" и Центром поиска пропавших людей. Это очень эффективный и вдохновляющий нас проект. За полтора года мы помогли вернуть домой более 700 потерявшихся людей.

Работа сети Х5 непосредственно связана с темой питания, а значит, и влияет на национальные цели в области здоровья. У вас есть собственные программы в этой области?

Игорь Шехтерман: Да, для нас это важное направление. Присутствуя в 66 регионах, мы ставим перед собой задачу гарантировать доступность качественных продуктов для полезного питания на полках.

В наших планах до 2023 года увеличить долю свежей продукции, фруктов и овощей до 50% в ассортименте наших торговых сетей, а также наращивать долю товаров для здорового образа жизни.

Кстати, в "Перекрестке" мы собрали корзину здорового питания, и она оказалась немногим дороже стандартной базовой корзины. В магазине есть "Маршрут полезных привычек" - специальная навигация, которая помогает выбирать продукты для здорового и сбалансированного питания и одновременно с этим мотивирует к ответственному потреблению и рациональному использованию ресурсов.

В рамках "Корзины доброты" мы также намерены собирать благотворительную корзину здорового питания. Эта идея, кстати, пришла к нам от автономной некоммерческой организации "Национальные приоритеты" - в ходе совместной дискуссии о вкладе бизнеса в реализацию национальных целей.

Игорь Владимирович, а в области экологии вы что-то делаете? В последнее время это очень актуальная тема.

Игорь Шехтерман: Наши "экологические" цели - это сокращение выбросов парниковых газов, эффективное использование энергоресурсов, сокращение отходов, отправляемых на полигон, развитие экономики замкнутого цикла, создание ответственной цепочки поставок и закупки ответственно произведенных товаров.

К 2023 году мы планируем на 10% сократить выбросы парниковых газов от текущего уровня, а к 2030-му - на 30%. Мы начнем использовать энергию из возобновляемых источников там, где это возможно, и к 2030 году хотим увеличить этот показатель до 30%.

Уже сейчас мы отдаем на переработку значительную долю пластика, картона, тележек, ящиков и другого ценного вторичного сырья. В течение этого года мы отправили 400 000 тонн твердых отходов, образовавшихся в процессе операционной деятельности наших магазинов, на вторичную переработку - это на 35% больше, чем в первом полугодии прошлого года.

Мы в три раза увеличили объем продуктов, которые идут на переработку, в том числе на корм животным, вместо утилизации (речь о продуктах, утративших товарный вид до истечения срока годности). За три ближайших года мы намерены до 95% увеличить долю перерабатываемых твердых отходов в собственных операционных процессах и до 40% - объем продуктов, потерявших товарный вид до истечения срока годности, которые мы будем направлять на полезное использование или переработку. К 2030 году мы планируем на 30% сократить коэффициент образования отходов, и это прямой вклад в национальные цели по обращению с отходами.

И еще один важный нюанс нашего внимания - пластиковые отходы, в том числе упаковочные материалы. Мы в состоянии сделать так, чтобы как можно больше товаров, поставляемых на наши полки, производились в более экологичной упаковке. Мы разработали для наших поставщиков рекомендации по использованию экологичной упаковки. Например, такой, которая подлежит вторичной переработке или сама сделана из переработанных материалов, а также предусматривает многоразовое использование. Со своей стороны, мы планируем нарастить долю собственных товаров в экологичной упаковке до 50% к 2023 году.

Как сотрудники воспринимают такое новое направление работы компании?

Игорь Шехтерман: Мы видим позитивный отклик на наши "устойчивые инициативы". Некоторые реализуем в нашем офисе, например, сбор пластиковых крышечек, макулатуры. Разработан специальный обучающий курс для сотрудников, чтобы они понимали важность проводимых мероприятий. Тем более что устойчивое развитие касается их напрямую, так как обеспечение достойных условий труда и равных возможностей - одна из наших целей. Повторюсь, в X5 работают более 320 000 человек. И мы будем добиваться, чтобы к 2023 году вовлеченность их в реализацию наших программ превышала три четверти сотрудников в каждом коллективе. Также мы намерены создавать комфортное и безопасное рабочее пространство для каждого сотрудника и стремиться к тому, чтобы Х5 была номером один в рейтинге российских работодателей среди ретейлеров.

Сегодня государство много внимания уделяет цифровизации экономики. Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики - тоже одна из национальных целей. Как этот процесс идет в вашей компании?

Игорь Шехтерман: Цифровизация - наш стратегический приоритет. Это и автоматизация и цифровизация внутренних процессов, и цифровые сервисы доставки. Также я говорю о новом уровне удобства в магазинах: электронные ценники, возможность самостоятельного сканирования и оплаты телефоном, кассы самообслуживания, первый полностью автоматический беспилотный магазин, который мы запустили недавно.

Основой цифровой трансформации Х5 является принятие управленческих решений на основе больших данных и искусственного интеллекта. У нас крупнейшая в ретейле команда разработчиков, дата-сайнтистов, IT-специалистов. Мы тесно взаимодействуем и с нашими партнерами, поставщиками. Недавно запустили Dialog - многофункциональную платформу для решения бизнес-задач, в которой активно используются алгоритмы и большие данные.

Мы создали ставший бенчмарком для отрасли центр инноваций: уже внедряются 32 решения, доказавших свою эффективность на базе пилотных проектов, а всего через нашу "воронку" отбора прошло более 3000 разработок, большинство из которых - отечественные. Для примера: мы разработали собственные кассы самообслуживания, которые установлены в 1186 магазинах Х5. Сборка и комплектация этих устройств проводится на российских предприятиях, и они в три раза дешевле рыночных аналогов.

Вы уже неоднократно упоминали о работе с поставщиками. Разделяют ли они ваши принципы в области устойчивого развития?

Игорь Шехтерман: Достижение поставленных целей в области устойчивого развития для нас возможно только в том случае, если мы будем двигаться в этом направлении совместно с нашими партнерами. Я уже упоминал разработанные нами Рекомендации в области устойчивого развития для поставщиков, и мы обновили в соответствии с принципами устойчивого развития наши закупочные политики.

Цифровизация - наш стратегический приоритет. Это и автоматизация и цифровизация внутренних процессов, и цифровые сервисы доставки

Рекомендации включают в себя перечень добровольных экологических и социальных сертификаций, а также содержат видение в части устойчивой упаковки.

Отрадно, что наши ключевые партнеры разделяют наши принципы устойчивого развития и уже многое делают для решения социальных и экологических проблем.

О работе с покупателями хотелось бы поговорить подробнее. Как здесь вы продвигаете принципы устойчивого развития?

Игорь Шехтерман: Мы делаем несколько программ "зеленого" маркетинга, например, стимулируем покупку многоразовых экосумок, многоразовых мешков для взвешивания фруктов и овощей. В прошлом году было продано 3 млн многоразовых сумок, а только за первое полугодие 2020 года мы продали 2 млн таких сумок.

Радует, что интерес покупателей к экологичным акциям и проектам, проводимым в наших сетях, постоянно растет, они с удовольствием принимают в них участие. Например, положительный отклик покупателей получаем на акции по сбору использованных зубных щеток и батареек в супермаркетах "Перекресток".

Совместно с нашими партнерами из FMCG-сектора внедряем различные формы организации инфраструктуры сбора ценного вторичного сырья - пластиковой и алюминиевой тары - через фандоматы для последующей переработки. Онлайн-гипермаркет "Перекресток Впрок" забирает у клиентов пакеты после доставки продуктов и также отправляет их на переработку.

Помимо этого, используем вторичное сырье и запускаем использованные материалы в повторный оборот там, где это возможно.

На ваш взгляд, поменяла ли эпидемия COVID-19 отношение к устойчивому развитию у крупных компаний? Если да, то в чем?

Игорь Шехтерман: Нет, этот кризис радикально не повлиял на поставленные нами цели в области устойчивого развития. Скорее наоборот, подчеркнул глобальные взаимосвязи разных сфер жизни, а как раз это и лежит в основе философии устойчивого развития.

Важное изменение, которое произошло за последние месяцы, - это усиление вопросов безопасности, защищенности наших магазинов и продукции. Безопасность сотрудников и покупателей стала одним из наших главных приоритетов.

Второй очевидный тренд - активное развитие онлайн-каналов продаж. Покупатели после взрывного роста сервисов доставки, который произошел в марте, привыкли к этому сервису, понимая, что это удобно и безопасно.