Бизнес-омбудсмены предлагают дополнить «антиковидый пакет» на следующий год

Для поддержки малого и среднего бизнеса в настоящее время нужно не только продолжать сдерживать налоговую и фискальную политику в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, но и выплачивать реальные субсидии. Так оценили эксперты ФБА «Экономика сегодня» эффективность предложения Минэкономразвития о продлении уже существующих мер.

Бизнес-омбудсмены предлагают дополнить «антиковидый пакет» на следующий год
© ФБА "Экономика сегодня"

Глава министерства Максим Решетников подтвердил, что в первую очередь поддержку получат предприятия, работающие в сфере досуга, образовательных услуг, туризма. «С 1 октября они должны выплачивать те налоги, которые были перенесены по итогам первого квартала (а это, как правило, достаточно большой объем налогов). По поручению президента Российской Федерации сейчас соответствующее постановление находится на согласовании, срок выплат будет передвинут на квартал, бремя дополнительных выплат уйдет».

Среди других мер министр пообещал сохранить льготы для предприятий, торгующих подакцизными товарами и анонсировал снижение процентной ставки по программе кредитования в рамках национального проекта поддержки малого бизнеса. Ожидается, что ставка составит 7% вместо 8,5%. Получить льготный кредит можно будет с 1 января 2021 года.

Меры работают, но их недостаточно

«Продолжать надо, потому что любая отмененная сейчас мера кому-то может перекрыть кислород», - поделилась мнением с ФБА «Экономика сегодня» заместитель председателя Комитета Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации Анна Палагина. Она считает, что принятых на сегодняшний день мер недостаточно. Указывая на очевидное ухудшение эпидемиологической ситуации, подчеркивает, что выручки предприниматели сферы развлечений не получат. И для них любые меры поддержки сейчас хороши.

«Однозначно нужны субсидии на поддержку для сохранения уровня заработной платы, для сохранения персонала. И, конечно, мы очень надеемся, что правительство услышит и поддержит те предложения, которые выдвигает бизнес-сообщество. Например, если говорить, о реальных налогах, связанных с выплатой зарплаты, то сейчас они составляют 43%, 30% из которых – выплаты во внебюджетные фонды. Налоговую ставку нужно пересмотреть», — считает эксперт.

Сейчас малый и средний бизнес получает поддержку федерального и регионального уровней. Для этого пересматривается региональное законодательство, задействованы разные бюджетные механизмы. Но Анна Палагина и здесь указывает на «просчеты системы»: «Мы располагаем сведениями, что деньги по программе на поддержку МСП пошли в регионы, но были потрачены на инфраструктуру, образовательные мероприятия. Но при этом ужесточились требования по их отчетности. Фактически эти деньги в реальности до бизнеса не дошли. Отчетность не снижена совершенно, проверки по-прежнему идут. И здесь надо выстроить синхронизацию всех уровней органов власти, чтобы механизм взаимодействия работал на бизнес, а не против него», - утверждает Анна Палагина.

Было бы кому помогать

Член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Порошин не видит во введении дополнительных льгот особого эффекта для экономики. «Сегмент малого и среднего бизнеса в России занимает всего 20% от валового национального продукта, и нам далеко до Италии, где доход составляет до 60%. Для России в целом, сегмент МСП в бюджете низкочувствителен. И государство четко понимает, что тратить деньги на поддержку этого сектора для бюджета накладно, и нужного эффекта для бюджета не будет. Сценарий, при котором субсидируется 75% расходов, если ресторан не работает по ночам, и 100% если ресторан закрывается — не имеет смысла. Такого развития событий не будет, потому что особого влияния на общую картину условный работающий или неработающий ресторан не окажет».

Однако же, поддерживать малый и средний бизнес придется. Хотя бы в части исполнения поручения президента не допустить социальную напряженность из-за увеличения роста безработицы. И те меры, которые были предприняты государством, позволяют достичь эту цель, считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Что может реально спасти бизнес

«Сейчас бизнесу реально нужно снижение ставки для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения в среднем по регионам с 6% до 3%; снижение административного давления, до отмены всех проверок. Что касается субсидирования, то государство на это не пойдет ввиду отсутствия бюджета и понимания, что сам сегмент малого бизнеса в стране мал. Но выделять дополнительные деньги стоит, особенно для предприятий, занятых в сфере высоких технологий, экспортеров, хотя бы для того, чтобы сохранить уникальное производство», — отмечает Алексей Порошин.

Оба собеседника сходятся во мнении, что главное сейчас — сохранить спрос, чтобы у частных предприятий шел оборотный цикл. В качестве примера эксперт торгово-промышленной палаты приводит опыт Татарстана, где предприятия малого бизнеса успешно работают в условиях коронавируса. «Властям и бизнесу удалось выстроить сотрудничество. Бизнес строго соблюдает предписания надзорных ведомств, муниципальное законодательство, и получает помещения в центре города. А крупные федеральные сети выведены, как и положено, за город. Вот в таких решениях видится реальная помощь бизнесу», — уверена Анна Палагина.