«Грибная радуга» Александра Удодова за 9 месяцев увеличила продажи на 41%

Самый крупный российский производитель свежих шампиньонов – компания «Грибная радуга» из Курской области – опубликовал результаты работы за 9 месяцев 2020 года. Лидер российского грибного рынка еще больше увеличил долю своей продукции, реализовав за это время на 41% больше шампиньонов, чем за аналогичный период прошлого года. И хотя цена на свежий гриб упала по сравнению с прошлым годом на 16%, агрокомплекс вырос по всем показателям: объем продаж, выручка, налоговые отчисления, средняя заработная плата и количество рабочих мест.

Цены падают, грибы растут

С января по сентябрь 2020 года предприятие бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова реализовало более 13,3 тысячи тонн свежих шампиньонов, выручка предприятия составила порядка 1,88 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2019 году за первые девять месяцев было продано около 9,4 тысячи тонн грибов на общую сумму почти 1,6 миллиарда. Таким образом, рост по сравнению с прошлогодними показателями составил 41% – по объемам продаж, и около 18% – по выручке. Только в третьем квартале «Грибная радуга» реализовала более 5 тысяч тонн продукции, что на четверть превышает цифры 2019 года. При этом среднерыночная цена шампиньона в текущем году упала на 16% – 141 рубль за килограмм против прошлогодних 168-ми. По словам директора предприятия Олега Логвинова, падение цен объясняется более жесткой конкуренцией между производителями, вызванной постепенным насыщением грибного рынка.

«Грибная радуга» признана одним из лучших работодателей в регионе

Этот фактор сыграл и определенную положительную роль, простимулировав рост потребления за счет более дешевой продукции. При этом компании – производители грибов вынуждены конкурировать за счет качества. И в конечном итоге в выигрыше остается не только потребитель, который получает хорошую продукцию за меньшие деньги. Выигрывают и те предприятия, которые способны поставлять продукцию высокого качества по более низкой цене, сохраняя рентабельность производства – даже в условиях рыночной турбулентности, вызванной пандемией. «Грибная радуга» продемонстрировала уверенный рост показателей производства и реализации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на волатильность товарно-сырьевых рынков и мировой экономики в целом», – считает Олег Логвинов.

Курский агрокомплекс продолжает планомерный рост. В этом году его владельцы Александр Удодов и Олег Логвинов направили очередной транш инвестиций на создание новых производственных мощностей и закупку оборудования. Растет штат сотрудников, за отчетный период он увеличился на 9%, число работников уже перевалило за тысячу, сейчас там трудится порядка 1150 человек. Выросла и средняя заработная плата на 10%, в настоящее время она составляет 44 тысячи рублей, что является высоким показателем для региона. «Грибная радуга» входит в число лучших работодателей и налогоплательщиков Курской области. Сумма начислений в бюджеты всех уровней с января по сентябрь этого года составила порядка 200 миллионов рублей, превысив прошлогоднюю цифру на 77,6%.

Свой грибной проект Александр Удодов и Олег Логвинов изначально задумали как предприятие полного цикла, которое своими силами производит не только шампиньоны, но и компоненты, необходимые для выращивания грибов – покровную почву и компост. Тем самым предприятию была обеспечена не только практически полная независимость от импорта, но и более низкая себестоимость продукции по сравнению с конкурентами, вынужденными закупать сопутствующие компоненты за рубежом. Агростартап, запущенный в 2017 году, через год уже смог потеснить коллег по отрасли и уверенно занял лидерскую позицию на российском грибном рынке. Его доля достигла двадцати процентов и, по прогнозам, по итогам этого года вырастет до 25%.

Ковид испытывает на прочность

Пандемия внесла серьезные коррективы в экономическое развитие всех без исключения стран. Пострадали практически все сферы, и сельское хозяйство не стало исключением. По данным международной исследовательской компании Ipsos Group, 46% европейских сельхозпроизводителей заявили, что коронавирус чрезвычайно негативно отразился на их отрасли. В России Министерство сельского хозяйства хотя и не включило аграрный сектор в официальный список пострадавших от пандемии, тем не менее понизило прогноз сельхозразвития на пару позиций. По данным Росстата, средний рост цен на продукты питания превысил 4 процента, и тенденция к росту пока сохраняется.

В значительной степени ущерб от пандемии ощутили на себе те сегменты агрорынка, которые сильнее зависят от импорта. Рост курса валют и нарушение логистических цепочек из-за международных ограничительных мер серьезно ударили, например, по мясомолочной промышленности. Импортный комбикорм, витамины для животных составляют значительную часть в себестоимости конечной продукции. В этом контексте стратегия бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова, обеспечивших для «Грибной радуги» независимость от импорта, лишний раз доказала свою состоятельность. Предприятие и в кризис смогло нарастить объемы производства.

Но в целом грибной отрасли пришлось нелегко. Некоторые из комбинатов, специализирующихся на грибах, приостановили свою работу. Так, на время карантина закрывалось предприятие по производству вешенок и шиитаке «Грибзавод», расположенное в Московской области, недосчитавшись за это время прибыли в размере порядка двух миллионов рублей. А перезапуск повлек за собой серьезные финансовые издержки. Свернулся грибной проект в Воронежской области, где агрокомбинат «Здоровое питание» так и не начал строить комплекс по производству грибов в Бобровском районе.

Стоимость шампиньонов снизилась на 16%

Тем не менее, по мнению экспертов, при всех сложностях, вызванных пандемией, грибной рынок по-прежнему остается одним из самых быстрорастущих в аграрном секторе. Россияне стали больше есть грибов, это связано как с общим трендом на здоровое питание, так и с удешевлением продукции. В 2019-м по сравнению с предыдущим годом рост составил 63%, в натуральном выражении – более 79 тысяч тонн. На текущий год прогнозируется увеличение до 122 тысяч тонн, то есть еще почти на 65%. Только «Грибная радуга» Александра Удодова с вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей сможет поставлять на рынок до 30 тысяч тонн свежих шампиньонов.

Как считают аналитики, несмотря на усилившуюся конкуренцию, грибной рынок еще далек от насыщения. Пока что мы сильно отстаем от стран ЕС по уровню потребления шампиньонов на душу населения. Россияне едят в среднем 833 грамма в год, между тем как европейцы – порядка 3,5 килограмма. У нас есть все шансы догнать Европу по этому показателю, считают эксперты, и тогда потенциальная емкость рынка составит порядка 514 тысяч тонн в год.

Не только шампиньоны

Тепличный комплекс «Грибная радуга» – не единственный проект Александра Удодова в сфере импортозамещения. На Кубани бизнесмен построил одну из крупнейших российских частных бальнеолечебниц – термальный курорт «Термы», которому по силам конкурировать с зарубежными аналогами. Кроме того, Александр Удодов реализует ряд проектов в сегментах торговой и жилой недвижимости. А в Германии ему принадлежит контрольный пакет акций компании VG Cаrgo GmbH, которая доминирует в немецком аэропорту Франкфурт Хан, специализируясь на сервисной обработкой авиагрузов.