Рынку нефтесервиса в России из-за пандемии и решения ОПЕК+ прочат серьезное падение

Рынок нефтесервиса в России в этом году упадет на четверть, до 22 млрд долларов, из-за пандемии коронавируса, сделки ОПЕК+ и снижения капитальных затрат нефтекомпаний. Об этом сообщает РБК со ссылкой на отчет Deloitte. Часть специалистов допускают сокращение на 30-40%. На мировом рынке падение может быть меньше — на 19%, до 335 млд долларов, говорится в отчете.

Рынку нефтесервиса в России из-за пандемии и решения ОПЕК+ прочат серьезное падение
© BFM.RU

По итогам текущего года аналитики ожидают добычу нефти в России на уровне 511 млн тонн, что на 9% меньше, чем в прошлом году. О негативных последствиях рассуждает независимый аналитик Дмитрий Лютягин.

— Ограничение по ОПЕК+ в части добычи, естественно, дало негативные ожидания нефтяных компаний о том, что нет необходимости сейчас дополнительно разбуривать новые скважины, делать дополнительную геофизику по месторождениям, которые у них есть, и по новым участкам, потому что в этом сейчас нет именно операционной потребности. На этом фоне, естественно, нефтяные компании снижают свои объемы инвестиционных затрат, а они, в первую очередь, бьют именно по нефтесервису, потому что нефтесервис оказывает две основные услуги: бурение и ремонт скважины и геофизика. Естественно, отсутствие ожиданий необходимости увеличения объема добычи в этом году или в начале следующего как раз и говорит о том, что эти расходы должны быть сокращены. Они и были сокращены, что, естественно, вызвало снижение доходов нефтесервисных компаний.

— Какие негативные последствия это может в дальнейшем вызвать?

— Это некая потеря финансовой устойчивости этих нефтесервисных компаний, вымывание ценных кадров, и это в какой-то средне-долгосрочной перспективе подрывает конкурентоспособность и снижает общий уровень компетенции, который у нефтесервисных компаний есть благодаря таким специалистам, от которых они во время кризиса будут избавляться, оставляя более молодых, более дешевых. Третье — это ослабление финансовой устойчивости, может привести к некоему дополнительному переделу на рынке.

Снижение рынка нефтесервиса на четверть — к сожалению, оптимистичный прогноз, считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Александр Фролов замгендиректора Института национальной энергетики «Границы оптимизма в 2020 году в принципе очень сильно расширились. Если весной падение в нефтесервисном сервисе составляло порядка 50%, то на этом фоне падение на 20% заслуживает слова «всего». А что же с этим делать? Правительству предложили план, который позволил бы в случае возникновения подобных ситуаций снизить негативное воздействие на российский рынок, в частности на его нефтесервисную составляющую, а с другой стороны, немного повысить эффективность российской нефтянки. Эта мера — строительство незаконченных скважин. Если цены упали, если упала добыча по каким-то причинам, то вы можете просто сейчас набурить больше скважин, чтобы потом, когда цены вырастут, вложив еще немного денег, достроить их и в течение пары-тройки месяцев уже получить новые объемы нефти. Это, кстати, будет позволять еще и более оперативно и эффективно регулировать объемы поставок российской нефти на внешние рынки в зависимости от конъюнктуры на этих самых рынках».

После решения ОПЕК+ об ограничении наращивания добычи нефти со следующего года 500 тысячами баррелей в сутки вместо 2 млн цены на нефть резко пошли вверх. За баррель Brent в моменте давали 49,86 доллара. Локомотивом на рынке акций выступают бумаги нефтяных компаний.