Алексей Немерюк: Цель – пройти непростой период с наименьшими потерями
Министр Правительства Москвы, первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства столицы, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк ответил на вопросы окружной газеты Зеленограда «41». – Алексей Алексеевич, предприятия малого бизнеса в сфере торговли и услуг переживают непростые времена из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Это бьет по мелким магазинам, ателье, кафе. Кроме того, они становятся объектами пристального внимания контролирующих органов, вводящих различные санкции в связи с перчаточно-масочным режимом. Как сегодня выживает сфера торговли и услуг столицы, какие трудности испытывает? – Угроза, с которой столкнулись не только в Москве, но и во всем мире, заставляет нас думать о том, как обезопасить посетителей и работников сферы торговли и услуг от коронавирусной инфекции. Есть требования и рекомендации Роспотребнадзора, действующие указы мэра, и понятно, что предприятиям торговли и общепита непросто все их соблюдать. Но надо отдать должное – бизнес смог быстро перестроиться под новый формат. Можно с уверенностью сказать, что коллективы компаний успешно справляются со всеми вызовами. Москвичи и гости столицы могут спокойно приобрести все необходимое, причем в любое время. Понятно, что большая нагрузка легла на предприятия весной и летом. Продовольственные магазины работали в сложных условиях, когда часть предприятий розничной торговли и услуг были закрыты. На них пришлась повышенная нагрузка. Их сотрудники, как и врачи, каждый день находились в зоне риска, обслуживая посетителей. Но непросто пришлось и остальному ритейлу: ресторанный бизнес, соблюдая все правила и жесткие требования, был вынужден закрыться на определенное время, чтобы, сохраняя технологии и зарплаты сотрудников, вновь открыться уже после первой волны. Сегодня, несмотря на высокие показатели новых случаев заражения и ежедневной госпитализации, торговля Москвы работает четко и слажено. – В период пандемии стали популярными дистанционные услуги. Как это повлияло на сферу торговли и услуг? – Действительно, интернет-торговля существенно выросла. Активно развивается служба доставки, в том числе продуктов и горячего питания. Горожане оценили это направление, оно хорошо себя зарекомендовало. Думаю, это фундамент для дальнейшего, более мощного развития отрасли. – Все предприятия должны соблюдать перчаточно-масочный режим. За его нарушения компаниям грозят существенные штрафы. Как вы считаете, насколько обоснованы санкции в отношении предприятий, если требования нарушают посетители и покупатели? – Санкции оправданы, поскольку сам руководитель в первую очередь определяет, как его торговое предприятие или ресторан работает. Есть требования, и вы можете их либо жестко соблюдать, стимулируя сотрудников и делая свое предприятие безопасным, либо смотреть на это сквозь пальцы, нарушая все мыслимые и немыслимые нормы. Требование носить маски и перчатки обязательно для всех. И сегодня 94% посетителей и представителей персонала его соблюдают. Санкции – это вынужденная мера для того, чтобы люди носили средства индивидуальной защиты и думали о своей безопасности и безопасности окружающих. – Не приведут ли ограничения к массовому закрытию компаний? Какие меры по поддержке малого и среднего бизнеса, принятые правительством Москвы, показали эффективность в работе сферы торговли и услуг? – Правительство Москвы разработало три пакета антикризисных мер, которые позволили поддержать бизнес и не допустить массового закрытия компаний. Более 86 млрд рублей было выделено на поддержку разных отраслей, в том числе торговли. Например, предприятия, которые простаивали весной, либо сами получили льготы по налогам и различным арендным ставкам, либо эти компенсации получили их арендодатели. В целом нам удалось сохранить бизнес на том уровне, который был до пандемии. Почти 90% всех предприятий после весеннего локдауна возобновили свою работу. – Как готовятся предприятия торговли и сферы услуг к новогодним праздникам? Накладывает ли нынешняя ситуация свой отпечаток на предстоящие новогодние торжества? Будут ли организованы елочные базары под открытым небом перед наступающим Новым годом, как это было в предыдущие предновогодние дни? – К новогодним праздникам готовятся все. Конечно, к сожалению, в этот раз они будут более скромными – без масштабных ночных гуляний в городе, концертных и массовых мероприятий. Для нас по-прежнему самый важный и главный приоритет – безопасность москвичей. Думаю, и сами жители столицы, понимая опасность распространения коронавирусной инфекции, предпочтут побыть с семьей. Как и в предыдущие годы, предприятия обеспечат горожан всем необходимым, каких-либо предпосылок, что чего-то не хватит, точно нет. Мандарины, шампанское и оливье никто не отменял. Я уверен, что все это будет на праздничных столах москвичей. Каждый горожанин сможет подготовиться к празднику, в том числе купить новогодние елки, в этом году елочные базары работать будут. И я надеюсь, что каждую квартиру украсит либо искусственная, либо живая ель. – Не будут работать рестораны, но такие стандартные места для празднования в Москве, как парк Горького, ВДНХ, будут доступны? – Парки до Нового года и после него будут доступны, как и катки. Единственное, что необходимо помнить, – на некоторые площадки можно будет попасть по предварительной электронной записи. – Если подводить предварительные итоги, какие уроки вынесла столичная торговля и сфера услуг из опыта этого года? – Конечно, этот год был для всех испытанием, проверкой на прочность и умение меняться, быстро реагировать на изменения и помогать друг другу. Нашим предприятиям удалось оперативно переформатировать торговлю и, что особенно важно, сохранить свои коллективы, при этом научиться работать удаленно. По моему мнению, главное – предприятия сферы торговли и услуг смогли отработать максимально эффективно и обеспечить москвичей всем необходимым, несмотря на все обстоятельства и вызовы этого года. – Сбылись ли ваши личные планы, которые вы ставили себе на этот год? Чего хотели бы добиться в будущем году? – Я считаю, это одна из важнейших целей нашего департамента и моя лично – пройти непростой период распространения коронавирусной инфекции с минимальными потерями для сферы торговли и услуг города. Татьяна СИДОРОВА