На грани краха: МВФ отказывается спасать Украину
Экономическая ситуация на Украине становится все более и более сложной. Страна переживает момент серьезного кризиса, последствия которого она надеялась смягчить, получив чрезвычайную финансовую помощь от Международного валютного фонда. Однако сейчас МВФ отказывается предоставить большую часть такой экстренной помощи и подвергает Киев опасности финансового краха. Теперь страна должна искать другие способы завершить этот финансовый год, столкнувшись с большой задолженностью в своем бюджете.
Новая программа поддержки Украины, одобренная советом управляющих МВФ в начале июня, предусматривает предоставление 5 миллиардов долларов на протяжении полутора лет. Киев уже получил первый платеж на сумму 2,1 миллиарда долларов. Оставшаяся сумма должна была быть направлена четырьмя частями по 700 миллионов долларов каждая, в конце июня и конце сентября, с двумя пересмотрами в следующем году. Однако до конца 2020 года дальнейших выплат не будет. Поэтому Украина должна действовать в рамках нынешнего объема и выполнять поставленные задачи, что действительно сложно, если не невозможно.
По словам Ярослава Железняка, первого заместителя председателя комитета Верховной Рады Украины по финансовой и фискальной политике, не хватает более миллиарда долларов - в добавление к уже собранной сумме - для того, чтобы государство могло оплачивать так называемые «защищенные расходы» (например, зарплаты, пенсии, оборонная промышленность и другие), которые, в соответствии с национальным законодательством Украины, не могут быть сокращены. В любом случае расходы, которые считаются «второстепенными», будут отменены, но теперь, с задержкой МВФ, Киев не сможет даже позволить себе свои защищенные расходы.
Байден заявил о тяжелом положении в экономике США
Накопление долгов с защищенными расходами как раз и является самой большой текущей угрозой для украинского государства, поскольку представляет собой структурную опасность не только для финансов, но и для всех стратегических секторов, затронутых нехваткой ресурсов. Из соображений конфиденциальности текущая информация казначейства (речь, видимо, идет об украинском минфине – С.Д.) не показывает, какие именно объекты «защищенного пространства» перестали получать финансирование, но в настоящее время на защищенные секторы приходится 80% всех бюджетных расходов.
По незащищенным объектам все ясно: не оплачивается просто ничего. В ноябре из государственного бюджета Украины не финансировалось ничего, кроме стратегических секторов. То есть, в ноябре власти решили просто не платить поставщикам услуг и участникам программы государственно-частного партнерства. Очевидно, что этот выбор был вынужденным - без денег нет возможности платить. Однако нельзя отрицать, что социальные последствия такого дефолта будут серьезными и только еще больше ослабят Украину.
При таком сценарии Совет министров уже переписал проект бюджета на 2021 год. Новая версия была одобрена на внеочередном заседании 26 ноября и отправлена в парламент для оценки. В частности, первый бюджетный план на 2021 год стал одной из причин отказа МВФ помочь Украине, с учетом того, что проект имел прогноз дефицита в 6% вместо согласованных с МВФ 5,3%. В доработанной версии дефицит снижен до 5,5%. Это потребовало увеличения доходов и сокращения расходов. Тем не менее, при таком сокращении Украина по-прежнему надеется на получение помощи.
В проекте второй версии бюджета на 2021 год рост ВВП по-прежнему оценивается в 4,6%. Однако важно отметить, что этот прогноз появился в середине года, когда о второй волне пандемии коронавируса на Украине и текущем кризисе ничего не было известно, а значит, расчеты необходимо обновить. В настоящее время Всемирный банк ожидает роста ВВП Украины менее 1,5%, вопреки оптимизму киевских экспертов.
Интересно отметить, как Украина в течение последних шести лет боролась за установление такой политической и экономической ориентации, которая полностью ориентирована на интересы западных держав при том, что в момент наибольшей нестабильности эти державы Украину полностью отвергали. В последние годы Киев вступил в кризис, который многие эксперты уже считают худшим со времен Второй мировой войны. И позиция западных союзников перед лицом этого сценария неминуемого национального коллапса была позицией абсолютного игнорирования. Вашингтон, например, постоянно объявляет о проектах военного сотрудничества с Украиной на сумму в миллионы долларов, о предоставлении оборудования и человеческих ресурсов. Но, по крайней мере, за последние пять лет не было реализовано ни одного эффективного проекта финансовой помощи украинскому государству - ограничились одним небольшим участием в программе европейской помощи, объявленной в 2014 году.
В условиях пандемии и роста экономического изоляционизма Украина будет все более и более одинокой. Возможно, лучший путь - это общий пересмотр государственных приоритетов. Например, зачем включать оборонную промышленность в защищенные расходы, когда страна переживает глубокий социальный кризис? Стратегически более правильным - и соответствующим гуманитарным ценностям, которые, как утверждает Киев, он готов защищать, - было бы отказаться от военных расходов и инвестировать капитал в партнерство с частным сектором, которое может улучшить жизнь украинского народа. На данный момент это единственно возможный путь для Киева.