ОТЭКО напоролась на Тамань: зачем кинопродюсеру из Бельгии порт на Юге и уголь в Сибири

Группа ОТЭКО неожиданно засветилась в российской повестке: она претендует на покупку крайне спорного актива «Сибантрацит», который делят между собой вдова, дети и партнеры покойного олигарха Дмитрия Босова, – он был найден мертвым в мае этого года в своем загородном имении. «Сибантрацит» разрабатывает угольные месторождения в Кемеровской, Новосибирской и Амурской областях. А основные активы группы ОТЭКО находятся на противоположном конце страны, на юге. Сама ОТЭКО мало известна широкой общественности, за исключением тех, кто занимается логистикой. Ее основал бизнесмен Мишель Литвак, родившийся в 1951 году в Советском Союзе и иммигрировавший в детстве с родителями в Бельгию. В 1974 году Мишелю Литваку удалось найти финансирование для создания своего первого бизнеса – сети медицинских лабораторий. Одновременно он стал трейдером. После распада СССР Мишель Литвак вернулся на родину и принялся торговать китайскими товарами, основав фирму «Русский мир». Затем «Русский мир» стал продавать нефтепродукты, покупая для этого железнодорожные цистерны. В 2001 году приобрел своего конкурента – железнодорожную компанию СФАТ, и на их базе и была образована ОТЭКО. Еще Мишель Литвак не чужд искусства: он основал голливудскую кинокомпанию, снявшую несколько известных фильмов – «Ночной змей», «Драйв», «Бобби» и «Одержимость» (последний получил три «Оскара»). Все на экспорт Основное же занятие для Мишеля Литвака – развитие ОТЭКО. Для нее в свою очередь ключевыми являются несколько проектов в порту Тамань, расположенном в незамерзающей и глубоководной части российского побережья Черного моря. К строительству первого из них, Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (ТПК), ОТЭКО приступила в 2004 году. Он был открыт в 2012 году и с тех пор работает без особых проблем. На ТПК можно перегружать на морские корабли дедвейтом до 160 тыс. тонн всю гамму производимых в России нефтепродуктов. Для их хранения перед отправкой используется резервуарный парк общим объемом 850 тыс. кубометров для жидких нефтепродуктов и 28,8 тыс. кубометров – для сжиженных углеводородов. Со вторым же проектом, созданием Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ), возникли сложности. ТТНГ должен обеспечить перевалку на суда 50 млн тонн угля, 5 млн тонн серы и 5 млн тонн минеральных удобрений в год, открыв тем самым новые маршруты для их транспортировки в Европу, Африку, Азию и Америку. Порядка 2 млрд долларов на его строительство предоставил ВТБ. Сроки ввода в эксплуатацию ТТНГ неоднократно сдвигались: его рассчитывали открыть то в 2015, то в 2018 году. Заработал же он в марте 2019 года, но лишь спустя семь месяцев из него ушло первое судно, наполненное углем: его поставил, как было отмечено выше, «Сибантрацит». Интересно, что ранее, в 2018 году, связанная с «Сибантрацитом» компания «ВостокУголь» договорилась с ОТЭКО о формировании в Тамани хаба для поставок смесей угля для вдувания в доменные печи. Похоже, их идея осталась на бумаге и никакого хаба нет и в помине. После же запуска ТТНГ ОТЭКО столкнулась с недозагрузкой его мощностей из-за высокого тарифа на перевалку угля (14 долларов за тонну), делавшего ее проигрышной в условиях сокращения спроса на уголь в Европе и роста в Азии (соответственно выгоднее уголь переваливать в дальневосточных портах). В августе 2020 года Министерство энергетики России предложило предоставлять ОТЭКО государственные субсидии в размере 10 млрд рублей в год при условии снижения тарифа на перевалку угля до 8 долларов за тонну. Ее подоплекой стала необходимость развития экспорта угля из Кемеровской области – возможности его перевалки в портах Дальнего Востока ограничены. Поэтому в ведомстве решили стимулировать ее через порты юга России, точнее через Тамань, желая тем самым увеличить через нее отгрузки угля за границу. Дальше идеи, насколько известно, дело не пошло: в октябре ТТНГ перевалил 1,2 млн тонн угля, хотя может перегружать 3 млн тонн в месяц. Зерно и карбамид Еще ОТЭКО собирается строить в порту Тамань, исходя из его выгодного географического положения, зерновой терминал – порт находится вблизи сельскохозяйственных центров юга России и дает агрохолдингам выход на рынки сбыта на Ближнем Востоке и в Африке. Они смогут переваливать через терминал 12,5 млн тонн зерна – довольно хороший объем для государственного курса на увеличение экспорта агропромышленной продукции из России. Правда, сооружать зерновой терминал ОТЭКО хотела начать в конце 2016-го – начале 2017 года и открыть его в первой половине 2019-го; в качестве партнера рассматривался мировой зерновой трейдер Louis Dreyfus. На сайте же ОТЭКО говорится, что сейчас ведутся проектные работы. Значит, ОТЭКО могла столкнуться с трудностями; скажем, Louis Dreyfus мог потерять интерес к ее проекту. По соседству с терминалами ОТЭКО намерена строить два комплекса. В одном из них будут располагаться предприятия по производству растительного масла из семян подсолнечника и бобов сои, маргарина, комбикормов, во втором – заводы по производству аммиака, карбамида и метанола. Подобное громадье планов невольно заставляет задуматься: есть ли у ОТЭКО на все деньги, учитывая, что она не укладывается в ранее заявленные сроки их реализации? Например, в 2016 году ОТЭКО рассчитывала ввести в эксплуатацию химические предприятия к 2021 году. Причем их мощности должны были быть не маленькие: по аммиаку – 2,5 млн тонн, по карбамиду – 2 млн тонн. То есть ОТЭКО рассчитывала занять свыше 1 % глобального рынка карбамида и аммиака. 2021 год наступит меньше чем через месяц, бурной же стройки химических заводов и победных реляций о проведении на них пусконаладочных работ нет. Деньги быстро исчезают Судя по информации Seldon.Basis, с деньгами у нее туговато. АО «ОТЭКО», ядро всей группы, в 2019 году понесло убыток в 121,6 млн рублей, имея обязательства на 7,9 млрд рублей. Ненамного лучше обстоят дела у связанных с ней компаний. ООО «ОТЭКО-Терминал» в 2019 году получило чистую прибыль в размере 220,3 млн рублей, его же обязательства превысили 12,4 млрд рублей, у ООО «ОТЭКО-Портсервис» они были равны почти 908,3 млн рублей и 128,9 млрд рублей соответственно. Деньги же, полученные ОТЭКО от продажи принадлежащих ей 14 тыс. цистерн и вагоноремонтного предприятия «СФАТ-Рязань» железнодорожному оператору «Нефтесервис» в 2018 году, скорей всего уже потрачены, рассчитывать же на доходы от экспедиторских услуг особо не приходится (хотя сделка считается выгодной, так как к тому времени на рынке сформировался профицит цистерн и ОТЭКО теряла на нем позиции). Есть основания полагать, что в нынешнем году положение дел в ОТЭКО усложнилось. Недаром еще в мае появилась информация о смене условий контрактов, заключенных с рабочими фирмы «Интерстрой» – строительного подрядчика ОТЭКО, зарегистрированного с ней по одному и тому же адресу в Москве. По сути она попробовала увольнять людей по собственному желанию под предлогом прекращения финансирования (добавим, что убыток «Интерстроя» в 2019 году составил 88,4 млн рублей, обязательства – 49,8 млрд рублей). И это далеко не единственный скандальный случай. В августе 2017 года с пирса упал в море автобус, в котором находилось 50 рабочих, нанятых «Интерстроем» для строительства терминалов ОТЭКО. Из них погибло 19 человек, однако ответственности за случившееся, насколько известно, никто не понес. Даже если сейчас ситуация выправилась, нет никакой гарантии, что ОТЭКО в следующем году не столкнется с проблемами. Приобретение же «Сибантрацита» может их только усугубить, и в итоге диверсификация от железнодорожных перевозок в сторону портового и угледобывающего бизнеса обернется еще большими долгами. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

ОТЭКО напоролась на Тамань: зачем кинопродюсеру из Бельгии порт на Юге и уголь в Сибири
© РИА "ФедералПресс"