В Петербурге начали массово судить продавцов контрафактных детских игрушек
В Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 10 декабря поступило 37 исков от китайской игрушечной компании Alpha Group Co., Ltd о взыскании компенсаций за нарушение их авторских прав, пишет РБК.
В начале года компания провела проверку во всех типах торговых точек. В крупных федеральных и региональных сетях контрафакта не нашли, а у мелких предпринимателей обнаружили множество нарушений.
Всего в этом году в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области игрушечная компания подала более 100 исков. По данным картотеки арбитражного суда, часть из них уже выиграна. Предпринимателям сначала продают контрафакт, а потом их же и наказывает, говорит частный юрист по интеллектуальным правам, представитель интересов ИП в судах Сергей Шмонин.
Сергей Шмонин частный юрист по интеллектуальным правам, представитель интересов ИП в судах «Китайская компания Alpha является всего лишь эпизодом, потому что эти люди не платят никаких таможенных платежей при ввозе контрафакта, они продают самим предпринимателям этот товар и через суды еще получают по 50-70-100 тысяч просто так, за продажу своего собственного товара. То есть это просто-напросто обычный криминал, ничего другого в этом никогда никто не найдет».
Китайская игрушечная компания Alpha Group Co., Ltd — крупный медиахолдинг. В России у компании немалое количество партнеров, которые среди прочего занимаются массовой закупкой и продажей лицензионных игрушек. Компания уже давно занимается защитой авторских прав. Первые иски были поданы еще в 2018 году — в базе арбитража числится свыше 600 исков от этой компании в разных регионах России. Комментирует представитель медиахолдинга, юрист Роман Лукьянов.
Роман Лукьянов представитель Alpha Group Co., Ltd, юрист «Этот вопрос у нас поднимается уже, наверное, лет 15. Импортеры, оптовики привлекаются к ответственности наравне с розничными продавцами, просто значительно реже в силу того, что на огромное количество, на сотни розничных нарушителей приходится один оптовик. А оптовиков выявить и привлечь к ответственности логистически сложнее. Сами розничные продавцы, к сожалению, по нашему опыту, из 100 лишь два человека готовы назвать своего поставщика контрафактного товара. Они же все прекрасно понимают, что если они один раз расскажут, кто этот оптовик, больше все, этому человеку никто ничего не продаст, а это огромный бизнес. На самом деле, подавляющее большинство этих продавцов все прекрасно знает, потому что параллельно с ними существует легальный бизнес, который закупает товар у официальных поставщиков и дистрибуторов. Согласитесь, это странно, когда одни ИП знают, как им распознать, а другие не знают. Поэтому это все ерунда, у нас некоторые люди по три-четыре раза в суд приходят уже после того, как их привлекали. Это говорит о чем? О том, что они бизнес ведут, им выгодно это делать».
Все-таки надо понимать, что задачи проверять все нет. Это достаточно устойчивая круговая порука, сломать которую практически невозможно, говорит заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.
Анатолий Семенов заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности «Магазины, как, условно говоря, «Детский мир» — это дорого, это от тысячи рублей. Но есть огромный сектор людей, которые не ходят в «Детский мир», им нужно купить игрушки дешевле. Поэтому спрос и удовлетворяется с помощью этих ипэшников. Понятно, что если они начнут покупать лицензионную продукцию по той же самой тысяче рублей, они не смогут продать это своей целевой аудитории, например, за 200-300. Поэтому они обречены покупать контрафакт у условного Китая через какие-то условные оптовые рынки, обычно их называют «Садовод». Достаточно устойчивый сектор теневого рынка, это такой способ позволять зарабатывать деклассированным элементам. При этом они никогда не будут кусать руку, которая их кормит и сдавать оптовиков по причине того, что тогда им просто перережут каналы поставок, и они не смогут зарабатывать. То есть там такая достаточно устойчивая круговая порука, сломать которую практически невозможно. Поэтому для успокоения правообладателя, ну вот им сделали эту модель карательных компенсаций, они могут иногда там пройтись по рынку и поштрафовать мелкую розницу, не добираясь до опта особо».
Игрушки — это традиционный товарный сегмент, который славится проблемой контрафакта. В зависимости от типа игрушки процент нелицензированных товаров на рынке может достигать 25-30%. В абсолютных деньгах за год по всему игрушечному рынку это десятки миллиардов рублей.