Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Спасибо, что живой: Выживание-2020

Весенний локдаун и последовавший за ним финансовый кризис заставили многих игроков уйти с рынка. В конце мая бизнес-омбудсмен констатировал, что 70% предприятий пострадали из-за пандемии. Однако и в относительно благополучных, и в самых «провальных» отраслях нашлись те, кто не только выжил, но еще и продолжил развивать свои компании. Секретами «успеха вопреки» с «Инвест-Форсайтом» поделились представители разных отраслей. Фото: depositphotos.com В другое русло Туристическая отрасль по праву считается одной из самых пострадавших в пандемию. Весной режим самоизоляции оставил игроков рынка без работы, летом и осенью ситуация немного улучшилась, но только по сравнению с весной. По данным аналитиков, за 2020 год отрасль потеряет порядка $2 млрд. Начиная с марта, компания Travelata начала искать проекты в тех отраслях экономики, которые не пострадали от пандемии. «Наш отдел поддержки продаж и сервисов (колл-центр) запустил несколько проектов с компаниями из области доставки, аптечного бизнеса, e-commerce, — рассказал , директор по маркетингу (CMO) сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. — Мы воспользовались тем, что многие бизнесы стали переводить свои услуги в онлайн и им потребовались готовые колл-центры и опытные сотрудники. У нас этот актив есть, и он очень помог компании пережить самые сложные месяцы. Мы смогли быстро переориентировать персонал с работы в области туризма на другие индустрии». Немного подумав, Travelata сделала то же самое со своими командами по разработке. Заметив на рынке возросший спрос на ИТ-кадры, она предложила свои продуктовые команды для реализации решений сторонних заказчиков. «То, что мы задолго до кризиса инвестировали в свой отдел разработки, помогло нам заработать на этом в кризис», — признается Олег Козырев. Свято место пусто не бывает В кризис, если рассуждать глобально, каждый бизнесмен выбирает между стратегиями «бить» и «бежать». «Неопытные инвесторы в кризис стараются воздерживаться от сделок, предпочитая придержать деньги, — делится наблюдениями генеральный директор инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate Никита Корниенко. — Опытные инвесторы анализируют текущую ситуацию на рынке и ее финансовые перспективы, они видят новые возможности, которые открываются в трудные времена». Компания SimpleEstate появилась на рынке всего год назад, и 2020-й мог стать для нее последним. В феврале 2020-го платформа SimpleEstate закрыла свою первую сделку по покупке нескольких офисных блоков. Предполагалось, что инвесторы заработают на аренде помещений. Но в марте началась пандемия, а к маю стало понятно: рынок офисной недвижимости не просто переживает кризис, он кардинальным образом меняется. «Мы не стали паниковать и серьезно пересматривать планы на свой инвестиционный портфель, — говорит Никита Корниенко. — Мы просто сосредоточились на следующей сделке — покупке недвижимости под формат “магазин у дома”. Уже после первого месяца самоизоляции стало понятно, что продуктовый ритейл при грамотном управлении остается на плаву, и если крупные ритейлеры активно развивают онлайн-формат, то средние и маленькие магазины продолжают работать офлайн: небольшие покупки по дороге домой все равно необходимы. Так как в пандемию многие магазины закрылись, на рынке появилось много интересной недвижимости по очень приемлемым ценам. Мы воспользовались ситуацией, и 2020 год стал для SimpleEstate вполне успешным». Мелкие детали Несмотря на оптимистичное утверждение, что «люди всегда будут хотеть есть», для продуктового ритейла пандемия тоже стала испытанием. Возросшая безработица и сокращение зарплат сказались на покупательской способности, средний чек уменьшился. Многие магазины закрылись из-за нарушения новых норм безопасности, кто-то не справился с операционным управлением точками продаж. «В марте — апреле продажи сократились на 40%, — отмечает владелец сети магазинов крафтовых продуктов “Зорька и Милка” Константин Пинигин. — Кроме того, перед нами встала задача сохранить персонал, причем не только по морально-этическим соображениям, но и по финансовым: кризис закончится, вместо уволенных людей придут новые, и компании придется вкладывать в их обучение. Поэтому мы искали временные решения». В их числе был перевод продавцов на позиции курьеров, расширение ассортимента онлайн-магазина за счет непродовольственных товаров, пересмотр арендных ставок. «К осенней волне пандемии мы были уже готовы, — отмечает Константин Пинигин. — Переговоры с арендодателями вести стало проще: мы понимали, как будут меняться продажи в каждой нашей точке, и могли вести диалог предметно. Мы научились очень быстро реагировать на изменение покупательского спроса и корректировать ассортимент на полке. Мы учитываем не только финансовые возможности покупателей, их ежедневный график и сезонность, но и, например, настроение. Весна наглядно продемонстрировала, что в ситуации всеобщего стресса растут продажи десертов». По итогам года сеть «Зорька и Милка» выросла с 17 до 30 точек в Москве. Выбросить лишнее Семейная компаний «Анна Кустова. Психология стиля» прекратила свое существование как группа компаний. «До кризиса в нашем семейном бизнесе было два самостоятельных актива: меховое ателье и шоурум модной одежды, в котором, помимо всего прочего, проводились консультации по персональному стилю, — рассказывает Анна Кустова. — В марте я приняла решение серьезно переориентировать деятельность компании. От мехового ателье пришлось отказаться: теплые зимы и тренд на экоответственность заметно сократили количество клиентов. Актив стал тянуть слишком много ресурсов, освободив их, удалось инвестировать порядка 1,5 миллионов рублей в развитие консалтинговой деятельности на базе модного шоурума. Я наняла команду маркетологов, специалистов по SMM, стала активно общаться со СМИ». Уже в апреле стало понятно, что инвестиции окупаются: сидя дома, люди активно занимались саморазвитием, и модные тренинги, консультации и марафоны «выстрелили». Кроме того, СМИ обратили внимание на трендовую предпринимательницу, а внимание прессы привлекло дополнительных клиентов, в том числе ведущих разных телеканалов: их количество в сегменте консалтинга по психологии стиля выросло втрое. По мнению Анны Кустовой, за год инвестиции окупятся полностью. Антикризисный матрас Для компании Matramax, производителя матрасов и других спальных принадлежностей, период весенней самоизоляции стал временем возможностей. «Март, апрель, май для нашего бизнеса обычно — это период затишья, — говорит генеральный директор фабрики Matramax (бренды MATRAMAX и Latrix) Роберт Зароян. — В 2020 году в эти месяцы продажи били рекорды: засев дома, люди стали тратиться на домашний уют и комфорт, в том числе на спальные принадлежности. По сравнению с тем же периодом прошлого года прибыль выросла на 30% за счет резко возросшей конверсии интернет-платформ. Незадолго до пандемии мы успели закончить работу над сайтом, и это тоже дало нам существенно преимущество: мы смогли сфокусироваться на продажах онлайн». Однако резко возросший летом курс валют и финансовый кризис дают о себе знать. Бизнес пришлось адаптировать не только к реалиям пандемии, но и к экономической обстановке. «Во-первых, мы оптимизировали финансовую модель производства и продаж, — рассказывает Роберт Зароян. — Во-вторых, усилили работу по взаимодействию с поставщиками, приходя к различным послаблениям в цене. В-третьих, мы расширили ассортиментную линейку и увеличиваем средний чек за счет продажи подушек, наматрасников и прочих спальных принадлежностей. В-четвертых, сейчас мы активно инвестируем в развитие социальных сетей и выстраивание коммуникаций со всеми целевыми аудиториями. Во многом рост продаж нашей продукции зависит от просветительской деятельности: не все, например, знают, что от качества матраса напрямую зависит состояние здоровья». 2020 год оказался для бизнеса проверкой на смелость, гибкость, адаптивность и дальновидность. Практика показала, что самым нужным в период коронакризиса оказалось умение не поддаваться панике и мыслить не категориями проблем, а категориями решений. Банально? Да! Но спасибо, что живой. Автор: Мила Кретова Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Спасибо, что живой: Выживание-2020
Фото: Инвест-ФорсайтИнвест-Форсайт