Операторы просят Белоусова не допустить введения запрета на импорт железнодорожных запчастей с Украины
Как отметили в СОЖТ, исторически значительная часть продукции транспортного машиностроения для грузовых железнодорожных вагонов производилась на Украине. Несмотря на то, что в настоящее время доля продукции украинских предприятий является значительно более низкой, чем у российских производителей (не более 10–15% отдельных сегментов рынка), такая продукция (цельнокатаные колеса, боковые рамы тележек, оси колесных пар и т. д.) по-прежнему востребована потребителями. «В настоящее время продукция транспортного машиностроения производства Украины позволяет сбалансировать российский рынок, исключив необоснованный рост цен, а также предотвратить возникновение дефицита тех или иных комплектующих железнодорожного подвижного состава», – говорится в письме Союза.
Начиная с 2018 года произошел резкий рост цен на цельнокатаные колеса (в 3 раза) вследствие действий со стороны доминирующих российских производителей (АО «ВМЗ» и ООО «ЕвразХолдинг», занимающих более 80% рынка), а также введения по их инициативе заградительных пошлин на ввоз ЦКК из Украины на территорию ЕАЭС, подчеркивают авторы письма. При этом, несмотря на принятые ФАС России решения, даже в условиях сниженного спроса (из-за общего падения объемов перевозок в период кризиса) цены на колеса продолжают оставаться очень высокими (в 2 раза выше уровня начала 2018 г.). Таким образом, доминирующие на рынке производители продолжают удерживать необоснованно высокие цены на продукцию.
Как отметили в СОЖТ, одним из важнейших факторов устойчивой, эффективной и безопасной работы железнодорожного транспорта Российской Федерации является его бесперебойное обеспечение деталями и узлами, необходимыми для производства и ремонта железнодорожного подвижного состава. «Увеличение стоимости содержания грузовых вагонов в Российской Федерации, как показывает практика, определяется не только новыми требованиям к подвижному составу, но и бесконтрольным, не соответствующим рыночным реалиям ростом устанавливаемой производителями цены комплектующих», – подчеркивают операторы.
Стоит отметить, что на данные обстоятельства было обращено внимание президента РФ, поручившего правительству обеспечить введение моратория на установление в 2020–2021 гг. новых требований к находящемуся в эксплуатации железнодорожному подвижному составу, которые могут повлечь за собой увеличение стоимости его содержания.
В связи с этим операторы просят А. Белоусова не допустить введения новых ограничений на импорт.
Напомним, 23 декабря стало известно, что к списку санкционных товаров, введенному правительством в декабре 2018 года, предлагается
добавить железнодорожные колеса, оси и заготовки,
а также крупное вагонное литье. Сейчас против импорта колес производства украинского «Интерпайпа» действуют заградительные пошлины, которые должны истечь в январе.