Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Удаленка: правда ли, что с нее не возвращаются?

Когда Институт русского языка имени Пушкина подводил итоги 2020-го, в десятку главных слов года наряду с «коронавирусом» и «обнулением» попала и «удаленка». За год это слово стали произносить в девять раз чаще.

Удаленка: правда ли, что с нее не возвращаются?
Фото: BFM.RUBFM.RU

Видео дня

Бизнес в России, как и во всем мире, начал переводить сотрудников на удаленную работу весной, поначалу — по рекомендациям властей, затем — принудительно, под угрозами штрафов и закрытий. От нее, кажется, никто хорошего и не ждал, но оказалось, что в таком формате больше плюсов, чем минусов. Работодатели неожиданно осознали, что качество работы особо не страдает, зато арендные расходы ощутимо уменьшились. Продолжает сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com :

Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Мы с этого года решили перевести сотрудников на принцип remote source (удаленный источник». — ) — это когда сам сотрудник определяет, где ему удобнее работать. Мы в течение года сделали несколько опросов, с каждым месяцем все большее количество сотрудников выбирало режим удаленной работы. В сентябре этого года половина компании сказала, что, если бы была такая возможность, они бы ушли на удаленку на сто процентов и работали бы только из дома. Мы переуступили наш офис одной из сетей коворкингов, чтобы решить вопрос с арендой. Конечно же, личные коммуникации нельзя полностью оцифровать и перевести в онлайн, но пока предварительно нам кажется, что эффективность выросла. Для нас как для работодателя это значительная оптимизация расходов».

Уже к апрелю на удаленный формат — полный или частичный — перешел весь крупный бизнес: сотрудники интернет-магазина Lamoda, операторы «Ситимобил», менеджеры и , Aviasales, портала Superjob, почти все крупные банки — буквально тысячи наименований. Пока один бизнес осваивался на удаленке, другой извлекал выгоду. В магазине Wildberries отмечали растущий спрос на товары для домашнего офиса — технику, кресла и подставки для ноутбука. Производители одежды стали продавать меньше костюмов и больше — футболок и пижам. Отели Hotel Group, Accor и другие предлагали почасовые номера для удаленщиков.

Всплеск популярности произошел и в сфере загородной ипотечной недвижимости — многие предпочли совместить приятное с полезным, говорит председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family .

Валерий Мищенко председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family «Год удаленной работы на рынке загородной недвижимости абсолютно точно успешный. Спрос вырос примерно в три раза по динамике продаж. Конечно, люди осознали важность проживания в своем собственном доме, в таунхаусе или в малоэтажной квартире. Это позволяет более комфортно проживать неприятные моменты, которые связаны с локдаунами. Вообще близость к природе сказывается положительно».

Проще и быстрее всех на удаленку ушли IT-специалисты, маркетологи, операторы кол-центров — они и до пандемии были знакомы с этим форматом. Легко уход из офисов дался тем, кто и так постепенно переходил в онлайн: турагентствам, виртуальным музеям и библиотекам. Понятно, что непрерывные производства в удаленный формат не уйдут никогда, но множество профессий прекрасно смогут жить вне офисов и после пандемии, говорит руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru .

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru «В борьбе за программистов сейчас все средства хороши, и программисты редких специальностей, которые захотят работать из дома, я подозреваю, безоговорочно получат такую возможность. Стоит говорить даже не о профессиональной принадлежности, а о ценности для бизнеса и о редкости позиций. HR, юристы прекрасно с этим справляются. Что касается бухгалтерии, видимо, будет сидеть один дежурный сотрудник, ставящий печати на те документы, которые еще не перевели в электронный документооборот. Скорее всего, дилемма будет в продажах — не все продажи одинаково прекрасны без наличия человека. Будут думать, кого возвращать, — это будут лучшие из лучших, и люди, которым будут предлагать, наверное, другие возможности».

А вот ситуация с офисными центрами показывает нам, что абсолютного перехода на удаленку так и не случилось. С переводом сотрудников на удаленку они опустели не так сильно, как можно было бы ожидать. По подсчетам компании JLL, в столице доля пустующих пространств к концу года увеличилась до 11,5%. Опустели самые дорогие площади — в «Москве-Cити», у Павелецкого и Белорусского вокзалов, на Ленинградском проспекте. В совместном прогнозе PwC и Habidatum, к июню 2021 года объем офисных площадей в основных деловых кластерах Москвы сократится на 14-18%, до 332 тысяч квадратных метров. Но на общем фоне в почти 2 млн квадратных метров это не так критично, и полностью офисы не опустеют, уверена директор компании Millhouse по аренде .

Елена Малиновская директор компании Millhouse по аренде «Результаты III и IV кварталов, когда в принципе уже первая волна прошла и первый карантин закончился, показали нам, что этого не случается, и в принципе не случится и дальше. А карантин, удаленка показали, что нельзя целиком работать из дома, потому что у людей происходит эмоциональное выгорание — есть дети, домашние животные. И далеко не каждая компания готова инвестировать в рабочий кабинет сотрудника у него дома. Офисы останутся востребованными всегда. Поэтому я думаю, что нам не стоит ждать каких-то драматичных изменений на рынке, здесь все арендаторы одновременно имеют возможность закончить свои договоры. Это все будет происходить плавно, постепенно. У нас рынок больше нескольких миллионов квадратных метров, 30 тысяч — это не драматичная ситуация».

К концу года портал SuperJob провел опрос, и больше 70% участников исследования отметили, что работают дистанционно либо так же, либо даже лучше. И больше 40% хотели бы остаться на удаленке и после пандемии — число таких сотрудников выросло в два раза. Но примерно столько же намерены в офисы вернуться. Сложилась спорная ситуация: многие работодатели поняли, что у дистанта есть и минусы, и главные недостатки — в области психологии. Вот что Business FM рассказывал глава «Авито» :

Владимир Правдивый генеральный директор «Авито» «Мы разрешили с сентября сотрудникам частично приходить в офис. Скорее это место для общения команд, социализации, потому что, конечно же, чего не хватает на удаленке, так это разговора у кулера, чашечки кофе — просто чтобы не превратиться в механизм, где люди только работают. Я приходил вот во время пандемии в офис, когда никого не было, это было ощущение как после атомной войны: красивое пространство, полностью пустое, никого нет. Тем не менее я верю, что когда-то эта история закончится, и мы будем работать в гибридном формате, то есть мы не будем работать все-таки на 100% на удаленке. Для разных команд это может быть по-разному, но людям нужна площадка для общения и встреч».

Ранее приняла законопроект о дистанционной работе — поправки вступают в силу с 1 января. Запретили снижать зарплату работникам на удаленке, если задачи остаются прежними, ввели понятие комбинированного графика для желающих. По замыслу законодателей, переработки на расстоянии должны оплачиваться как сверхурочные. Можно будет и уволить удаленщика, например, если он не выходит на связь двое суток или больше.

Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды от Business FM».