Антикризисные меры: как Москва помогала малому и среднему бизнесу в 2020 году

В 2020 году Правительство Москвы увеличило финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) в виде субсидий и грантов до почти трех миллиардов рублей. Для представителей небольших компаний запустили обучающие курсы и акселерационные программы. Подробнее о том, как город помогает малому и среднему бизнесу, — в материале mos.ru.

Антикризисные меры: как Москва помогала малому и среднему бизнесу в 2020 году
© Mos.ru

В столице работает примерно 721 тысяча малых и средних предприятий — 12,7 процента от общероссийского числа. Правительство Москвы поддерживает их, оказывая помощь по образовательному, консультационно-методическому, сервисному, финансовому и имущественному направлениям.

Финансовая помощь

Правительство Москвы расширило финансовую поддержку МСП и предложило им семь новых видов субсидий: экспортный кешбэк, выплаты для гостиниц, социальных предприятий, организаций, работающих в сфере спорта, образования и развлечений, компенсацию комиссий за размещение продукции на маркетплейсах и в агрегаторах доставки еды, а также а также субсидии на специальную программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Согласно ей город субсидирует до восьми процентов по кредитам, взятым после 15 апреля, и шесть процентов — по тем, которые взяты раньше этого времени. Таким видом поддержки уже воспользовались более 10 тысяч предпринимателей, получивших льготные кредиты на общую сумму более 90,5 миллиарда рублей. Более того, уже одобрены заявки на получение еще 33 миллиардов рублей.

Программу поддержки бизнеса в Москве сохранят в 2021 году

Не остались без внимания и те предприятия, у которых не хватает собственных залоговых средств для получения кредита. За них может поручиться Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. С начала 2020 года около 70 банков, работающих в партнерстве с организацией, выдали таким предприятиям уже более 22,7 миллиарда рублей. Гарантии покрывают до 70 процентов кредита.

Всего Правительство Москвы приняло пять пакетов антикризисных мер поддержки столичного бизнеса на общую сумму около 90 миллиардов рублей. В них входит отмена платежей за аренду городских земельных участков и нежилых помещений на период приостановления деятельности, отсрочка уплаты авансовых платежей по имущественному и земельному налогам, торговому сбору за 1-й квартал, гранты собственникам коммерческой недвижимости для компенсации налога на имущество и земельных платежей, а таже помощь в кредитовании, субсидии и гранты малому бизнесу. Эти меры охватывают 13 отраслей экономики и более 50 тысяч организаций.

Информация и консультации

С введением новых видов поддержки появилась и необходимость информировать представителей малого и среднего бизнеса о том, какие подойдут именно им и как ими воспользоваться.

В Москве работают 17 центров услуг для бизнеса, которые за год предоставили предпринимателям более 133 тысяч консультаций по разным вопросам (например, как и когда подавать заявления или на какой вид поддержки можно рассчитывать). Узнать все это можно на портале mbm.mos.ru. Там есть более 20 онлайн-проектов по разным направлениям, с начала года ими воспользовались примерно 41,7 тысячи раз. А зарегистрировались на портале за это время около 45 тысяч новых пользователей.

Гранты и субсидии: как Москва поддерживает бизнес

Когда по всей стране ввели ограничения из-за распространения COVID-19, на сайте запустили информационный проект «Коронавирус: важное для бизнеса», где собраны все актуальные сведения об антикризисных мерах поддержки в Москве, изменениях в законодательстве, способах получения консультаций и о том, как повысить уровень предпринимательских компетенций онлайн. Сайт постоянно обновляется.

В апреле стало возможным получить финансовую поддержку и во фронт-офисе. На сайте Moscow.Business можно узнать об условиях получения субсидий, посмотреть перечень необходимых документов и оставить заявку на получение финансовой поддержки. Фронт-офис уже обработал более 116 тысяч обращений.

Для тех, кому удобнее узнавать информацию в социальных сетях, появился телеграм-канал «Субсидии московским предпринимателям», где публикуются оперативные новости и ответы на популярные вопросы.

В середине марта открылась горячая линия поддержки предпринимателей, на нее поступило более 18,7 тысячи обращений. Это помогло оказать предпринимателям более эффективную помощь: информация о самых распространенных проблемах бизнеса использовалась для разработки антикризисных мер поддержки.

Обучение и развитие

Сегодня для бизнеса особенно важно хорошо ориентироваться в сложившейся ситуации, например искать новые пути развития или получать дополнительное образование. Для этого у Правительства Москвы действует несколько видов программ:

— пятидневный интенсив «Стартап-школа МБМ» для начинающих бизнесменов. В 2020 году было организовано 43 курса, посвященных разным темам: работе в качестве самозанятых, женскому предпринимательству, медицинскому и социальному бизнесу, бизнесу в сфере красоты и бизнесу по франшизе. В них приняли участие более 1,5 тысячи человек;

— «Онлайн-академия МБМ». Программа разделена на два уровня. Первый — Start — поможет получить базовые знания о запуске бизнеса, продажах, анализе рынка, маркетинге, менеджменте, финансах, брендинге и личной эффективности. Второй — Progress — помогает углубленно изучить вопросы менеджмента и провести анализ бизнес-модели, стратегии развития компании и эффективного маркетинга. Действуют PRO-курсы для развития предпринимательских hard и soft skills: уверенности в себе, умения вести переговоры, лидерских способностей, управления проектами, ведения финансового и управленческого учета;

— Московская школа экспортера для экспортно ориентированных предприятий. С 2018 года обучение в ней прошли почти 16 тысяч предпринимателей.

Для тех предпринимателей, которым нужно оптимизировать или масштабировать бизнес, нарастить прибыль и улучшить бизнес-показатели, работают акселерационные программы, которые ведут опытные тренеры. Для малого и среднего бизнеса в 2020 году провели четыре такие программы — для спортивной индустрии, сферы услуг, ресторанного бизнеса и социальных проектов. Ими воспользовались около 200 предпринимателей. Еще в 2020 году организовали проект «Онлайн-акселератор МБМ», который помогал предпринимателям проработать бизнес-идею, собрать команду, выпустить продукт, начать продажи и привлечь инвестиции. В нем приняли участие более 1,4 тысячи человек.

Бесплатные консультации, обучение и помощь: как работает «Малый бизнес Москвы»Создать бизнес с нуля: как проходит обучение в онлайн-акселераторе МБМ

Существуют подобные программы и для экспортеров. С 2019 года для них действует акселератор «Экспортеры 2.0», запущенный Московским экспортным центром совместно с Московской школой управления «Сколково». За это время его прошли три потока участников. По итогам первых двух 20 из 29 участников заключили 43 экспортных контракта на общую сумму порядка 514 миллионов рублей.

Новый год — новая поддержка

В 2021 году Правительство Москвы планирует не только сохранить существующие меры поддержки, но и дополнить их. Продолжит действовать программа «14 субсидий», а льготное кредитование МСП продлено до 1 июля 2021 года.

Появятся дополнительные возможности у представителей креативных индустрий: галерей, архитектурных бюро, организаций в области фотографии, исполнительских искусств и других сфер. В 2020 году в Москве появился первый креативный технопарк Artplay, резиденты которого могут получить ту же финансовую поддержку, что и организации в составе остальных 37 технопарков.

В 2021 году они смогут стать участниками межотраслевых объединений Московского инновационного кластера (МИК) и компенсировать до 10 миллионов рублей на выплату кредитных процентов, лизинг или приобретение оборудования за счет собственных средств. Ранее такая поддержка была доступна только резидентам технопарков и участникам МИК в сфере промышленности, науки, информационных технологий и связи.

Кроме того, в 2021 году малый и средний бизнес сможет возместить затраты на участие в международных конкурсах и фестивалях, а также на размещение рекламно-информационных материалов в интернете. Раньше компенсировать можно было только затраты на участие в выставках, продвижение через маркетплейсы и сервисы доставки еды.