Что будет с бизнесом Андрея Трубникова — основателя брендов Natura Siberica и «Бабушка Агафья»?
Natura Siberica и вторая торговая сеть Андрея Трубникова Organic Shop — это 96 магазинов, 13 из них — за рубежом. Но косметику, которую производил бизнесмен, можно встретить и в других сетях — как недорогих, так и премиальных.
Головная структура Natura Siberica — компания «Первое решение». По данным СПАРК, доля самого Трубникова — 62%, 23% у бывшей жены бизнесмена Ирины, которая осталась его деловым партнером, еще 15% — у сына Дмитрия. То есть все состояние здесь, никакие офшоры не упоминаются.
Правда, в прошлом году бизнесмен перерегистрировал свои основные бренды в Эстонии. Но это скорее связано с очень крупными претензиями, которые к компании Трубникова возникли у структуры En+ Олега Дерипаски. В последнем интервью Forbes, которое Трубников дал 29 декабря, он говорил, что не стал бы оставлять состояние детям — пусть зарабатывают сами (у него помимо сына еще две дочери).
Но дело не только в том, кому достанутся активы предпринимателя. Судьба Natura Siberica и «Агафьи» будет зависеть от того, кому перейдет управление. Трубников от руководства не отходил и не собирался, он был ядром, локомотивом своего бизнеса. Продолжает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова.
Татьяна Пучкова председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации «Трудно оценить, насколько у компании сейчас хватит сил для того, чтобы быстро поддержать тот уровень, который Андрей задавал на рынке. С моей точки зрения, именно такие компании, где человек был сутью бизнеса, достаточно сложно продаваемы. Потому что нужно раскручивать, создавать что-то новое. Кто будет создавать? Какая-то новая команда. Кто будет создавать эту команду? Для этого тоже нужны какие-то яркие личности. Судить о том, насколько этот бизнес семья будет готова кому-то передавать или будет пытаться его развивать, мне кажется, пока еще рано».
Сам Андрей Трубников оценивал свой бизнес в полмиллиарда долларов (в рублях — примерно 35 млрд). Общая выручка всех юрлиц Natura Siberica в 2019 году превысила 10 млрд рублей. И примерно такие же стабильные показатели были и в предыдущие годы. И все, с кем беседовала Business FM, говорят, что основная заслуга в этом самого Андрея Вадимовича.
Как бизнесмен рассказывал РБК, три года назад он передал управление компанией стороннему менеджеру. И продажи, по словам предпринимателя, упали в шесть раз. Потому что наемный управленец подошел к бизнесу слишком формализованно. И вообще, Трубников, судя по его интервью, не жаловал самовлюбленных менеджеров с дипломами MBA. По ощущениям — обычный человек с советским бэкграундом. Не употреблял умных слов вроде «консолидация» и «диверсификация». Зато говорил: «Если сдохну, значит, я этого достоин». И оценивал докризисное поведение российских бизнесменов, в том числе самого себя, как «зажрались». И он был человеком, к которому тянулись, рассказывает автор книги об Андрее Трубникове, журналист Алексей Беляков.
Алексей Беляков журналист, автор книги об Андрее Трубникове «Он конфликтный, тяжелый, самодур. «Я хочу так — и все». Ему говорят: «Андрей Вадимович, вы же вчера сказали иначе». — «Нет, сегодня я решил так, и будет так». Преданные старые сотрудники от него несколько раз уходили: «Все, нет сил, достал, нахамил». И возвращались. Невозможно вырваться из его магической орбиты. И снова сорились, снова скандалили».
Трубников никогда не был ретроградом, что и приносило ему успех раз за разом: что в 1990-х, когда он, разорившись, на последние 5 тысяч долларов купил формулу моющего средства, что сейчас. Он, конечно, говорил, что несколько отстал от современных реалий, но скорее лукавил.
Я сам не так давно покупал в подарок крема, которые Трубников и его команда создали в коллаборации с инстаблогерами. И я обзванивал магазины, потому что новые линейки уходили моментально. Или идея продавать шампуни в так называемых дой-паках — мягких упаковках с крышками, в подобных продается майонез. Людям понравилось, и это решение в том числе помогло Трубникову справиться с прошлым кризисом.
А текущий кризис предприниматель назвал самым тяжелым. Но верится, что он все-таки довел бы стоимость своего бизнеса, как и планировал, до 3 млрд долларов. Он говорил, что продает не продукты, а сказки. Добавлю: сказки о натуральной сибирской косметике, рассказанные доброй бабушкой Агафьей. Эти сказки, конечно, останутся. Вопрос — найдется ли кто-то, кто вместо Андрея Трубникова придумает новые.