Грузовую работу могут вернуть в пределы МКАД в период до 2035 года

Обработку и перераспределение грузов могут вернуть в пределы МКАД в перспективе до 2035 года. Проект описан в Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года, которую Дирекция московского транспортного узла направила в Минтранс России (копия документа имеется в распоряжении ТАСС).

Грузовую работу могут вернуть в пределы МКАД в период до 2035 года
© РЖД-Партнер

В пресс-службе министерства сообщили ТАСС, что документ получили, он находится на рассмотрении.

Грузы возвращаются в Москву

В стратегии отмечается, что сегодня железнодорожные станции Московского транспортного узла (МТУ) обрабатывают около 70 млн тонн грузов, и в перспективе до 2035 года это значение может увеличиться до 77 млн тонн. Суммарный грузопоток по международным транспортным коридорам, которые проходят через МТУ, вырастет к 2035 году с 4 до 12-20 млн тонн в зависимости от макроэкономического сценария. Авторы документа напоминают, что за прошедшее десятилетие транзитные и межрегиональные грузовые потоки, которые генерируются и "поглощаются" за пределами МТУ, были выведены из Москвы, их переработка практически полностью сконцентрирована в Московской области. На территории МТУ при этом формируется опорная сеть из пяти узловых мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ): Восточный, Белый Раст, Ховрино и Ворсино (в Калужской области на границе с Московской), Кунцево-2.

Предлагается в перспективе создать иерархическую систему логистических центров, при этом нижний уровень - так называемые городские оптово-распределительные центры (ОРЦ) - расположить в пределах МКАД.

Проект, описанный в стратегии, не вяжется с логистическими законами и составленными в последние годы планами развития МТУ, считает гендиректор консалтинговой компании InfraProjects Алексей Безбородов.

"В стратегии предлагается снова построить ОРЦ, связанные с контейнерными терминалами, таким образом грузовые дворы занесут обратно в Москву, в спальные районы. Авторы перенесли условный порт Роттердам с десятками миллионов контейнеров и распределением на всю Европу на Московский транспортный узел. Все равно будет свалка и гвалт, потому что два последних отрезка пути вносят в город, грузовики и малый транспорт снова окажутся в Москве", - отметил он в беседе с ТАСС.

Поезд вместо грузовика

Вторая базовая составляющая оптимизации грузовых перевозок в пределах МТУ - это перевозки железнодорожным транспортом и смарт-логистика, следует из документа. Авторы отмечают, что перевозки грузов железнодорожным транспортом на короткие расстояния - менее 300 км - в настоящее время практически не применяются. Сдерживающим фактором являются затраты на такие перевозки, определяемые тарифным руководством РЖД - считается, что при перевозках на короткие расстояния особенно высока доля начально-конечных операций (грузовые операции, маневровая работа, связанная с формированием, расформированием составов и подачей - уборкой вагона к пункту выполнения грузовой операции, технические и коммерческие осмотры).

"Поскольку в железнодорожной смарт-логистике фактически исключается маневровая работа, себестоимость таких перевозок по сравнению с классическими повагонными перевозками существенно снизится, что создает предпосылки к необходимости разработки иных принципов начисления провозной платы с последующим снижением стоимости. Помимо этого, дополнительными мерами, стимулирующими использование железнодорожного транспорта в формате смарт-логистики, может стать расширение грузового каркаса и ограничений на проезд грузового автомобильного транспорта в определенные периоды суток", - говорится в стратегии.

Реализация данной концепции, считают авторы, увеличит рост объемов ввозимого грузопотока по железной дороге в Москву с 15 до 19 млн тонн в год и сохранению его доли на уровне 25% от "входящего" грузопотока (при низком сценарии доля железнодорожного транспорта сократится до 14%). Это приведет к сокращению выбросов оксидов азота и взвешенных частиц от грузового автомобильного транспорта на 10% (на 30 кг и 1 кг в час соответственно) относительно низкого сценария к 2030 году.