Следственный комитет озадачен. Индивидуальных предпринимателей сложно привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Срок давности — как у частных лиц, всего два года. Не то что у организаций, то есть юрлиц, — десять лет. Замглавы СК РФ Елена Леоненко предлагает их уравнять. В интервью «Известиям» она привела пример: в Иркутской области в 2015 году за истечением срока давности было прекращено уголовное дело в отношении ИП, задолжавшего в казну больше 125 млн рублей.
Деньги индивидуального предпринимателя — это деньги и юридического, и физического лица, и распоряжаться ими ИП может достаточно быстро. Например, перевести на личный карточный счет как частное лицо, а потом снять и потратить, говорит предприниматель, эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский.
Алексей Петропольский предприниматель, эксперт по правовым вопросам «Опоры России» «Поскольку деньги уже сняты, то Следственный комитет в этот момент уже ничего сделать не может. Плюс зачастую дела возбуждаются несколько позже, когда выявляется некая преступная схема или цепочка компаний, в конце которой стоят эти самые индивидуальные предприниматели. Пользуясь налоговой давностью именно физического лица, можно всегда сказать, что прошло два года, мы не обязаны хранить никакие документы, и вы не имеете права нас опрашивать. В общем, у Следственного комитета огромные проблемы с тем, чтобы поймать деньги индивидуального предпринимателя (равно физлица), поскольку эти деньги довольно быстро превращаются в наличные и тратятся на нужды. А когда их нужно взыскать, как правило, их уже нет, и даже в долг их повесить нельзя, потому что сроки давности проходят».
В последнее время наметился тренд, когда к борьбе с налоговыми правонарушениями все чаще подключаются правоохранительные органы. Это экономическая безопасность МВД, Следственный комитет, который имеет право самостоятельно возбуждать уголовные дела без налоговой инспекции, без предварительного проведения выездной налоговой проверки. Если налоговая инспекция может проверить только последние три года, то Следственный комитет может проверять организации за десять лет, если это уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Возбудить его могут, если требования к организации превышают 45 млн рублей, говорит управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков.
Сергей Матюшенков управляющий партнер адвокатского бюро BGMP «На мой взгляд, это повысит эффективность сбора налогов. Поскольку, если мы говорим о классической выездной налоговой проверке, которую проводит инспекция, то эта проверка по практике может спокойно идти больше года, даже полтора-два. И только после этого у предпринимателя возникает обязанность заплатить налог, и возникает риск привлечения его к уголовной ответственности, что является большим мотивирующим фактором, чтобы заплатить налоги. А если сразу Следственный комитет будет по материалам оперативников возбуждать уголовные дела по 199-й статье, предприниматель будет понимать, что у него не так уж и много времени для того, чтобы рассчитаться по налогам, иначе его могут привлечь к уголовной ответственности, тянуть смысла нет, скорее всего, многие будут пользоваться положением о том, что если первый раз совершается налоговое преступление и все налоги заплачены, то лицо освобождается от уголовной ответственности».
Если ситуация сейчас поменяется и контроль ужесточат, добавят сроки и Следственный комитет сможет привлекать ИП к уголовной ответственности, возможно, и удастся завести дела за 2014-2015 годы. Но можно получить и отток предпринимателей, потому что давление со стороны силовиков способен выдержать не каждый. А в последние годы даже по экономическим статьям все чаще дают реальные сроки, и это уже серьезные риски.