Кому на Руси от экспортной пошлины на сою хорошо

Об этом в своей статье «Почем соя для заграницы: как Амурская область отреагировала на введение экспортных пошлин» подробно рассказывает журналист «Амурской правды» Елена Васильева.

Кому на Руси от экспортной пошлины на сою хорошо
© АГРОXXI

В новый год с новыми пошлинами

В конце 2020 года в Министерстве экономического развития РФ прошло заседание подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию. На нем было принято решение с 1 февраля 2021 года по 30 июня установить пошлину на экспорт сои в размере 30 %, но не менее 165 евро за тонну.

Основанием для таких мер стал быстрый рост мировых цен на эту культуру, который грозил оставить российских производителей без сырья. Проще говоря, чтобы аграрии не вывезли за границу всю сою, этот рынок сбыта для них решили сделать менее выгодным. Аналогичные меры были до этого приняты для ограничения экспорта подсолнечника.

— Из-за того, что в этом году по всему миру случился неурожай на масличные культуры, перерабатывающие предприятия за границей стали испытывать колоссальный дефицит в семенах подсолнечника и сои. И их цена за последние три месяца выросла в два раза, — рассказал глава амурского Минсельхоза Олег Турков. — И если бы не вводили эти ограничительные мероприятия, то в течение 2021 года вся соя и подсолнечник выехали бы с территории Российской Федерации. И наши перерабатывающие предприятия, которые производят соевое масло и соевый шрот, либо просто остановились, либо им пришлось бы также увеличивать цены на свою продукцию.

Как напомнил министр, в чистом виде соя почти не используется, но современный мир уже не может обойтись без продуктов, произведенных из этой культуры. Помимо масла, заводы выпускают соевый шрот, который идет на производство комбикормов для животных и птицы, соевый изолят — его применяют при производстве различных продуктов питания от колбасных до кондитерских изделий. Если из-за роста цен на сою перерабатывающие предприятия вынуждены будут повышать стоимость своей продукции, это в итоге затронет каждого жителя страны.

— Мы все за это заплатим: через масло, яйцо, все виды мяса и все продукты, в основе которых лежит соя. Сейчас в условиях борьбы с коронавирусом многие предприятия находятся в тяжелейшей ситуации, а за ними стоят коллективы, люди потеряли в зарплате, и увеличение цен в магазинах недопустимо. И это основная причина, почему с 1 февраля по 30 июня решено установить ограничение на вывоз сои через пошлину, — подчеркнул Олег Турков. — Это нужно, чтобы выравнять цены. И это в целом ограничит вывоз стратегически важного продукта за пределы РФ.

Дорожает все

По словам амурских аграриев, решение российских властей их, мягко говоря, не обрадовало. Как отмечают сельхозпроизводители, государство пытается регулировать цены на зерновые и бобовые, но товары, без которых не обойтись аграриям, продолжают дорожать.

Как рассказал «Амурской правде» глава одного из крупнейших предприятий Приамурья — агрофирмы «Партизан» Виктор Силохин, стоимость удобрений за 20 дней декабря выросла в среднем на 2 рубля за килограмм. Также сильно подорожали необходимые кормовые добавки и медикаменты, которые используются в животноводстве.

— Для переработчиков введение пошлин — хорошо, конечно, чем выше цена, тем им тяжелее. А нам — наоборот. Мы занимаемся и семеноводством, и молочным животноводством, у нас 4 фермы, это очень тяжело и накладно, — отметил он. — Если бы хоть на зерновые цена была хорошая. Но я с 2013 года работаю, пшеницу продавал по 9 рублей, и в этом году стартовая цена была 9 рублей. А прошло 7 лет, за это время все подорожало. Получается, перекрываем все соей.

Его поддержала и председатель СПК «Движение» Надежда Боярова. «Стоимость удобрений, агрохимии, запчастей, техники, горюче-смазочных материалов растет, и это не остановить. У меня на покупку агрохимии и удобрений уходит порядка 120 миллионов рублей. И все производители нас предупреждают, что будет удорожание на 10—15 % минимум», отметила руководитель компании.

При этом аграриев в 2020 году в очередной раз подкосили дожди и переувлажнение полей, из-за которых погибла часть урожая. «Нас третий год подряд топит. Люди просто на пределе», — не скрывает глава «Партизана». Вода на полях также не дала нормально подготовиться к следующему полевому сезону, а значит, посевная 2021 года будет тяжелой.

— С 2016 по 2020 год у нас почва была постоянно в состоянии переувлажнения. А это приводило к значительным потерям урожая, перерасходу горюче-смазочных материалов и значительному износу техники. Годы сплошных неудач, — рассказала Надежда Боярова. — В итоге наше сельское производство почти превратилось в финансовую пирамиду. Наши партнеры — поставщики химии, удобрений, запчастей и так далее — дают нам продукцию под будущий урожай. У всех задолженность растет как снежный ком. В посевную 2020 года многие производители вступили с сильнейшей закредитованностью.

Несбывшиеся мечты

Высокая цена позволила фермерам улучшить свое положение. Дополнительные доходы сельхозпроизводители начали тратить на удобрения, агрохимию и технику.

— Пока цена была хорошая, мы продали часть сои, полностью закупили удобрения и под зерновые, и под сою. Потратили 62 миллиона. Никогда мы столько не тратили. Это благодаря тому, что цена на сою была неплохая, и намолот у нас был неплохой: несмотря на сложный год, собрали чуть больше 30 тысяч тонн сои. В том году мы собрали 25 тысяч тонн с той же площади, — рассказал Виктор Силохин. — Мы, конечно, рассчитывали и дальше на хорошую цену. Планировали купить технику. Теперь не знаю, посмотрим. Мы еще не знаем, какая в итоге будет цена.

По его словам, стартовая цена, которую за царицу амурских полей давали местные переработчики, составила 35 рублей за килограмм, а в итоге дошла до 42 рублей.

— Мы, правда, не ожидали такую высокую цену, мы рассчитывали на 35 рублей, — поделилась председатель СПК «Движение» Надежда Боярова. — Но это цена — разовая, временная. Она возникла из-за экономического кризиса в мире, и через определенное время стабилизируется. Хотя она давала нам определенную надежду на выживание и сохранение предприятий. В 2020 году задолженность нашего предприятия составлял 90 миллионов рублей. Благодаря повышению цен на сою мы успели закрыть долги, приобрели технику, удобрения под посев 2021 года, элитные семена зерновых культур. Планировали покупку еще трех комбайнов и трактора. Но сейчас договоры пересматриваются, и, скорее всего, мы откажемся от своих планов.

Как рассказали сельхозпроизводители, перерабатывающие предприятия уже снизили закупочные цены примерно до 34—35 рублей за килограмм. Глава амурского минсельхоза Олег Турков подчеркнул, что такая стоимость сои более чем достойная.

— Себестоимость производства сои в среднем в Амурской области 18—20 рублей. Если сейчас соя продается по 45 рублей, это более чем 100-процентная рентабельность. О таком подарке три месяца назад никто и не мечтал. Дальше цена по оценкам будет порядка 30—35 рублей, при этом рентабельность составит около 50—70 %. Мне кажется, любой экономист и производственник скажет, что для бизнеса 50 % — это хорошая рентабельность. К тому же сегодня есть меры поддержки растениеводов. И говорить о том, что кто-то обанкротится из-за введения пошлины, нельзя, — прокомментировал он.

По расчетам аграриев, себестоимость сои в Амурской области в большинстве хозяйств — от 22 рублей. По их словам, цена в 35 рублей действительно позволит предприятиям держаться на плаву, но не позволит развиваться. Как считает Надежда Боярова, если цена упадет еще ниже, то это может привести к закрытию некоторых предприятий.

Ограничения на полгода

Правительство РФ ввело экспортную пошлину на сою только на первое полугодие 2021 года: с 1 февраля по 30 июня. Как объяснил амурский министр сельского хозяйства, эти сроки связаны с тем, что сейчас неизвестно, как пройдут весенние полевые работы.

— Сейчас никто не знает, как сложится посевная кампания. А это очень важный вопрос на самом деле. Допустим, пошлины не ввели, соя вся выехала. Наступает весна, и по какой-то причине — третья волна коронавируса, аномалия с погодой — мы не отсеялись. Неурожай. Запасов нет. И мы что будем есть? Поэтому решение принимается на этот период. В июне уже будут понятны наши виды на сою, пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник, — подчеркнул Олег Александрович.

Но амурские аграрии опасаются, что временная мера станет постоянной. И тогда это приведет к кризису в отрасли.

— Сейчас, конечно, ситуация в мире критическая из-за коронавируса. И мы видим, какие усилия прилагает правительство, чтобы выйти из этого кризиса. Если уж пошлина так необходима, чтобы сдержать цены, то эти полгода мы переживем. Но если ее введут на постоянной основе — для нас это будет катастрофа, — отметила Надежда Боярова.

Экспортная пошлина раньше была

Налог на вывоз сои за границу не новое решение.

Как напомнил министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков, до 2015 года в России действовала экспортная пошлина и на сою, и на другие виды культур. Но одним из условий вступления страны во Всемирную торговую организацию как раз стало снижение или отмена пошлин на определенные группы товаров.

— И в соответствии с обязательствами, взятыми Россией в связи со вступлением в ВТО, постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 года с 1 сентября 2015 года вывозная пошлина на соевые бобовые устанавливалась в размере 0 %, а на подсолнечник — 9,8 %, — рассказал глава регионального Минсельхоза.

Как отметил Олег Турков, выбирая между экспортом и переработкой сои в Амурской области, региональные власти поддержат работу заводов. Сейчас в регионе работают три предприятия, которые перерабатывают сою на шрот и масло.

— Вывоз сои в чистом виде — это как вывоз леса-кругляка. Каждые 100 тысяч тонн сои, которые вывезены с территории РФ, это потеря 2 миллиардов рублей валового регионального продукта области. Понятно, что мы не можем переработать сейчас весь объем сои. Мы в состоянии освоить около 40 % от 1 миллиона тонн, который произвели в этом году. Но предприятия развиваются, — пояснил министр сельского хозяйства. — И при всем уважении к аграриям, которые работают в растениеводстве, они платят меньший объем налогов, чем предприятия переработки. И это нормально, это политика государства. Но если сои не хватит и наши предприятия переработки будут загружены только на 50 %, то область недополучит около 800 миллионов налогов в бюджеты всех уровней. А это деньги, которые потом идут и на поддержку сельского хозяйства.

(Источник: www.ampravda.ru. Автор: Елена Васильева).