Как загибался титан?
В Свердловской области немало охов и вздохов о перспективах клинической больницы, которую в Нижнем Тагиле на свои средства перед смертью построил бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" Владислав Тетюхин. Не дают ей добротный госзаказ – инвестор не зарабатывает. Если будет совсем плохо, найдется новый собственник – такой медицинский объект не пропадет. Куда сложнее приходится ВСМПО – производителю титана из Верхней Салды с начала эпидемии COVID все хуже и хуже.
"Придавило" крылом Boeing
В 2019 году более 85% выпускаемой продукции "ВСМПО-Ависма" предназначалось для использования в аэрокосмической промышленности. Титан успешно шел за рубеж. Но "коронавирусный удар по основным заказчикам Boeing или Airbus задел и уральскую корпорацию.
В перспективе, до момента окончания пандемии, ожидается снижение объемов потребления продукции из титана и титановых сплавов в авиа и двигателестроительном секторе", – говорится в отчете "ВСМПО-Ависма" за III-й квартал 2020 года.
Boeing, который прежде получил ощутимый нокдаун из-за проблем с 737 MAX, в прошлом году поставил заказчикам всего лишь 157 самолетов. Это на 60% меньше, чем в 2019-м (380) и вообще худший результат за 43 года. У Airbus тоже обвал спроса - 566 лайнеров в 2020 году против 863 годом ранее (-34%).
Фото: сайт Boeing
"Я думаю, в 2021 году восстановление рынка титана будет идти главным образом в сегменте авиастроения. Совершенно очевидно, что без авиаперевозок не обойтись. Правда, восстановление будет довольно медленным, ограничения на перелеты до конца не сняты. Увеличение производства самолетов будет не такое быстрое, как хотелось бы", – рассказал "Уралинформбюро" промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Долгие годы "ВСМПО-Ависма" была, что называется, "под крылом" Boeing. Этим же крылом в 2020-м корпорацию едва и не "придавило".
В первом квартале чистый убыток по РСБУ составил 8,1 миллиарда рублей против почти 7 миллиардов рублей прибыли годом ранее. В апреле корпорация сообщила о серьезном пересмотре производственных программ в сторону сокращения, а летом было объявлено о возможности приостановки производства из-за недостатка заказов (но эту информацию быстро опровергли).
За январь-сентябрь "титановый" убыток составил 346,9 миллиона рублей. При этом за аналогичный период 2019 года прибыль была почти 16,9 миллиарда рублей. А выручка корпорации по итогам девяти месяцев упала на 7,8 миллиарда рублей – до 57,2 миллиарда рублей.
На проблемы сбыта наложилась кадровая чехарда. В коронавирусный год "ВСМПО-Ависма" вошла с генеральным директором Михаилом Воеводиным (и даже успела "повоевать" с ним в суде), потом обязанности руководителя исполнял Максим Кузюк, на смену которому пришел Сергей Степанов. С 10 января 2021 года новый гендиректор – экс-глава "Уралкалия" Дмитрий Осипов. Акционеры ждут, что он сможет "найти и использовать новые возможности для роста, сохранить высокий уровень конкурентоспособности корпорации, обеспечить стабильно высокую стоимость компании".
Еще один год проблем?
Новый год для "ВСМПО-Ависма" может оказаться не сильно слаще прошлого – коронавирус пока отступать не собирается.
Сергей Степанов, по словам источника издания, в августе говорил, что часть проблем, возможно, придется решать до конца 2021 года или начала 2022-го.
"Есть проблемы долгосрочные у крупных западных авиапроизводителей, это – две трети наших продаж, но никто не говорил, что будет легко. Думаю, что треть, которая у нас есть – Россия, минимум останется треть на Западе… Это то, с чем можно работать. Мы постараемся продать еще немного больше на другие рынки", – сказал тогда он.
Фото: пресс-служба корпорации "ВСМПО-Ависма"
По данным портала Metaltorg.ru, с января по октябрь 2020 года объем экспорта титана из России составил 15,7 тысячи тонн, что на 33% меньше, чем за аналогичный период позапрошлого года. В денежном выражении с начала года экспорт стал меньше также на 33%.
С учетом длительности процесса купирования распространения коронавируса по всему миру, маловероятно, что отрасль авиаперевозок восстановится в 2021 году, скорее это произойдет только в 2022 году. В связи с этим, как следствие, спрос на титан также не восстановится в 2021 году", – считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.
Можно предположить, что корпорация продолжит "считать деньги" и искать возможности сэкономить. "С учетом сниженного спроса на продукцию, скорее всего "ВСМПО-Ависма" вынуждено будет снижать производство и уделять особое внимание оптимизации затрат", – добавил эксперт.
Еще один "авиационный" риск для производителя – санкции против России. В собственных оценках "ВСМПО-Ависма" утверждается, что ограничения на поставку композитных материалов для российского МС-21 могут замедлить темпы реализации программы.
Фото: пресс-центр корпорации "ВСМПО-Ависма"
"А запрет на поставку партии SSJ в Иран, в связи с высокой долей импортных деталей в конструкции самолета, значительно сужает перспективный рынок сбыта для российского самолетостроителя", – отмечается в квартальном отчете.
Тот же МС-21 – важнейший проект для корпорации, она поставляет 100% необходимого ему титана. Другой вопрос, на что рассчитывать в перспективе? Ведь когда "магистральный самолет XXI века" массово полетит – сказать сложно.
Поиск разворота
Продукция "ВСМПО-Ависма" применяется не только в аэрокосмической промышленности.
Сергей Степанов в конце прошлого года заявил в интервью "Интерфаксу", что в 2021-м на авиацию будет приходиться 60-65% от всего объема произведенного титана. Остальное – это индустриальные продажи.
"Речь идет в основном о трех сегментах – это международный индустриальный рынок, энергетика и химия. По ним достаточно большой спрос, год от года продажи в этих сегментах у нас подрастают примерно на 20%", – сказал он.
Но в ранее опубликованных документах корпорации однозначно говорится об определенных сложностях работы в других сферах. Например, одной из них является пересмотр отношения ряда держав к атомным электростанциям (они являются крупным потребителем продукции из титана).
"Титан в энергетике применяется главным образом в АЭС. А проектов не так уж и много. Тем не менее, спрос стабильный будет, потому что периодически титановые трубки надо там заменять", – отметил Леонид Хазанов.
В упомянутом квартальном отчете сообщается, что рынок индустриального титана развивался в предыдущем десятилетии не стабильно, демонстрируя то умеренный рост в 3-4 %, то стагнацию.
Также, среди прочего, на предприятии одним из сырьевых рисков называют экспансию дешевого китайского магния и губчатого титана на мировом рынке. С другой стороны, как утверждает Хазанов, у китайцев не очень высокое качество продукции.
С медицинским титаном также не все очевидно. Спрос на него растет, но в пересчете на тонны, по словам Сергея Степанова, рынок пока не очень большой.
"В титановой индустрии отмечается снижение уровня потребления. Резкое снижение темпов роста экономики США и стран Европы в результате пандемии, а также нестабильная геополитическая обстановка способствуют неопределенности и высокой волатильности рынка", – подчеркивается в отчете компании за третий квартал.
В целом, как отмечает Леонид Хазанов, "ВСМПО-Ависма" "будет непросто, но все будет хорошо". При этом важность корпорации невозможно переоценить – от нее фактически зависит судьба города Верхняя Салда на севере Свердловской области. В случае глобальных проблем непонятна и дальнейшая перспектива особой экономической зоны "Титановая долина". Долгие годы, пока она набивалась "мертвыми душами", ее основным резидентом являлся Ural Boeing Manufacturing (совместное предприятие Boeing и "ВСМПО-Ависма"). И без этого СП будущее одного из самых критикуемых проектов свердловских властей станет совсем критичным.
Из хороших новостей для корпорации в январе 2021 года есть пока одна – США вычеркнули ее из своего санкционного списка. Значит Boeing хочет летать, а без российского титана это невозможно.
Артем ПЕТРОВ