Налоговики объявили о создании VIP-инспекции для богатых. Как к этому отнеслись бизнесмены и юристы?
У Федеральной налоговой службы появится VIP-инспекция, уверяют федеральные чиновники в беседе с VTimes. Новый отдел займется налогообложением тех бизнесменов, чей доход превышает 500 млн рублей в год.
Опрошенный изданием бизнес отнесся к идее VIP-отдела налоговиков настороженно. Кто-то говорит, что «деньги любят тишину», другие не доверяют инспекциям, третьи — прямо говорят: «тема какая-то нездоровая».
Опрошенные Business FM владельцы компаний считают, что дело, в целом, хорошее, и работой инспекций довольны. Вот, например, мнение генерального директора группы компаний «PRO» в Екатеринбурге Андрея Гончарова.
Андрей Гончаров генеральный директор группы компаний «PRO» в Екатеринбурге «Я отношусь к этому как к некой неизбежности. Тренд был очевиден еще несколько лет назад. Я принципиально в этом плохого ничего не вижу. Ну да, нас постоянно тотально проверяют, я знаю, что и коллегам в общественном питании, и в других отраслях все то же самое применяют. Критерии ко всем применяются одни и те же, правила одинаковые. Единственное опасение, которое у меня вызывает этот контроль, — чтобы данные не попадали к каким-то конкурентам или к людям, которые могли бы как-то использовать в незаконных методах эту информацию».
Новый отдел ФНС должен взять на себя функции районных инспекций, которые сейчас занимаются налогами богатых россиян, по месту их регистрации. Получая данные о больших счетах, они не имеют прав нормально с ними работать, говорят юристы. Например, не могут сами проверять декларации владельцев, хотя имеют к ним доступ. Любые выписки, к примеру, по операциям по банковскому счету, надо согласовывать. Выездные проверки — вообще крайне редкое явление. Комментирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Везде, практически во всех развитых странах есть инспекции по крупнейшим налогоплательщикам физлицам. Как правило выбирается тысяча или сто крупнейших. И ими занимается чуть ли не в пять раз больше инспекторов. Эффект, очевидно, от этого есть. Потому что схемы у них зачастую достаточно изощренные. Ни для кого не секрет, что чем богаче человек, тем налогов платить, как правило, меньше, в относительном выражении. Необходимость такого подразделения назрела. Потому что у нас ведь, во-первых, многие налогоплательщики фактически не резиденты России, они за границей в основном живут. Во-вторых, у нас не так уж мало особенно богатых людей зарегистрированы, зачастую в каких-нибудь деревнях, в которых они родились».
Представить объем операций для нового отдела ФНС пока затруднительно. Примерную картину нам дает недавнее заявление замглавы службы Дмитрия Вольвача, что российские налоговые резиденты имеют около 700 тысяч счетов за рубежом, на которых хранится, в эквиваленте, более 13 трлн рублей. Понятно, откуда у бизнеса есть опасения, говорит управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Андрей Гольцблат.
Андрей Гольцблат управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP «Сегодня у ФНС есть все ресурсы, источники, необходимые для того, чтобы проверить любого человека на предмет его дохода и уплаты налогов. Плюс есть требование валютного законодательства — регистрировать счета, зарубежная налоговая инспекция предоставляет по ним отчетность. Может быть, тем самым они просто хотят немножко упростить себе задачу по аналогии с крупными налогоплательщиками — корпорациями. У любого человека любой контроль вызывает опасения. Опасения, очевидно, вызваны тем, что, скорее всего, контрольные меры не всегда будут адекватными. Мы уже это проходили, когда нам говорили, что ваши налоговые декларации амнистиционные никто трогать не будет, потом раз — и в уголовном деле появилась амнистиционная налоговая декларация у Израйлита (петербургский бизнесмен Валерий Израйлит. — Business FM) — это все отсюда, репутация, недоверие».
Как уверяют федеральные чиновники, планка доходов в 500 млн рублей — не единственное и не обязательное условие для попадания в шорт-лист VIP-отдела ФНС, но о других критериях пока ничего неизвестно. В самой службе на наши вопросы на момент публикации материала не ответили.