​«Пока со мной не договоритесь, ничего не будет». Что не так с проектами ТОСЭР в Зауралье

Проект по созданию территорий опережающего социально-экономического развития в Курганской области грозит обернуться полным провалом. Ни одна из действующих на текущий момент в Зауралье «точек роста» моногородов не оправдывает возлагавшихся чиновниками надежд. Несмотря на обещанные властями налоговые и иные льготы для потенциальных инвесторов, бизнес упорно не желает размещать новые производства в Далматово, Катайске и Варгашах. Как утверждают собеседники издания, влияние пандемии коронавируса в случае с зауральскими ТОСЭР имеет далеко не определяющее значение. По каким причинам перспективные начинания демонстрируют свою нежизнеспособность в Зауралье – в материале УралПолит.Ru.На протяжении нескольких лет власти Курганской области пытаются вдохнуть жизнь в малые города региона, для которых характерна тяжелая социально-экономическая ситуация и стремительная депопуляция населения. Так, например, в Далматово, за последние 20 лет количество жителей уменьшилось на одну пятую (в 2020 году здесь проживало чуть более 12,2 тыс. человек), столько же потерял Катайск (12,3 тыс. жителей – в прошлом году). Чуть лучше ситуация в рабочем поселке Варгаши, расположенном недалеко от облцентра, но и здесь наблюдается отток населения (в 2020 году здесь было зарегистрировано около 9,1 тыс. человек). Отметим, в июле 2014 года Далматово и Катайск по постановлению Правительства РФ вошли в список «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».В марте 2018 года в Далматово и Варгашах были зарегистрированы ТОСЭР, а в феврале 2019 к ним добавился и Катайск. Предполагалось, что на их территории будут создаваться новые индустриальные парки – тенденция была обозначена еще при губернаторе Алексее Кокорине в 2016 году. Посетив Варгаши осенью 2018 года, Вадим Шумков, на тот момент еще врио губернатора Курганской области, заявил, что ожидает от подчиненных активной работы по привлечению инвесторов в территории опережающего развития.«С учетом статуса ТОСЭР надо будет плотно поработать. Это очень хорошая налоговая составляющая. Я вижу здесь очень большой потенциал для строительства новых предприятий», – поделился своим взглядом глава Зауралья.Заманивать бизнес в моногорода и рабочий поселок уже традиционно решили налоговыми послаблениями. Льготы касаются всех видов платежей, что, казалось бы, должно заинтересовать потенциальных инвесторов.«Во всех трех территориях опережающего социально-экономического развития действуют налоговые льготы. Все местные налоги (земельный налог и налог на имущество) – 0% в течение первых 10 лет работы. Федеральный налог на прибыль – 0%, местный – всего 5% в первые пять лет работы предприятия. Страховые взносы составят всего 7,6% в первые 10 лет работы, тогда как действующая ставка в РФ составляет 30%», – официально доводит до сведения будущих партнеров Инвестиционное агентство Курганской области.Тем не менее, за прошедшие два с лишним года ажиотажа так и не возникло. На фоне заявлений сменяющих друг друга директоров департамента экономического развития о «драйверах экономики» и «точках роста», по итогам 2019 года в региональных ТОСЭР числилось всего восемь резидентов, а в 2020 году их количество увеличилось до 11. При этом крупными инвесторами эти предприятия назвать сложно. Общими усилиями им удалось создать только чуть более полутора сотен рабочих мест, налоговые поступления в консолидированный бюджет области едва превысили 15,5 млн рублей по итогам трех кварталов прошлого года, а общий объем привлеченных инвестиций в «точки роста» за время работы составили лишь около 121 млн. Такая ситуация заставила сомневаться в эффективности площадок даже чиновников.Даже на фоне резкой депопуляции население Курганской области достигает на текущий момент 827 тыс. человек. Уровень безработицы при этом, по данным Свердловскстата, составил 8,3% на конец прошлого года, что на 1,5% выше, чем годом ранее. 154 новых рабочих места в Далматово, Катайске и Варгашах даже в незначительной степени не решают эту крайне острую проблему.Более того, зафиксированы случаи, когда от размещения производств в ТОСЭР отказывались компании, изначально официально заявлявшие о своем интересе к сотрудничеству с властями. Можно, например, вспомнить события 2017 года. Тогда в администрации Далматовского района состоялась встреча чиновников с гендиректором столичного ООО «ТЭК «Энерготорфресурс» Маратом Исмаиловым. Гость из Москвы обрисовал перспективы реализациипроекта «Добыча торфа и производство торфяных топливных брикетов, производство альтернативных источников энергии (биотопливо)» в Далматово, при условии формирования ТОСЭР. Были озвучены планы создания на первом этапе 70 рабочих мест, а общий объем инвестиций в развитие торфяного месторождения – на уровне 100 млрд. рублей. ТОСЭР появилась, но инвестор к тому моменту уже отказался от своих планов, а фирма фактически прекратила деятельность.Издание рассчитывало узнать у чиновников, по каким причинам «драйверы экономики» не оправдывают надежд. Однако первый замглавы Далматовского района Андрей Аносов, курирующий сферу, сослался на занятость на совещании, а позднее не отвечал на звонки.В то же время высказать свой взгляд на перспективы развития территорий опережающего развития согласилась представительница депэкономразвития Курганской области, отвечающая за обеспечение взаимодействия с Минэкономразвития РФ, Ольга Екимова.«Совместно с городом Далматово и Далматовским районом департамент подготовил заявку на расширение видов экономической деятельности в ТОСЭР «Далматово». Сейчас она находится на рассмотрении в Минэке. Министерство обещает рассмотреть ее уже в I квартале. Если виды деятельности будут расширены, развитие города получит новый импульс. Мы рассчитываем, что появится, по крайней мере, два инвестора. Они желали бы работать по новым ОКВЭДам», – сообщила собеседница агентства.Кроме того, по словам Ольги Екимовой, ведется работа по созданию индустриального парка. Как отмечает представительница департамента, инвесторы проявляют интерес к работе на площадке, но пока проекты находятся в стадии разработки. Параметры бизнес-идей пока окончательно не определены. Прогнозы появления новых резидентов управленцы пока не дают. Власти не скрывают, что статус Далматово как небольшого города с населением всего в 12 тыс. человек, отягощенного многочисленными проблемами, как и других ТОСЭР, может отпугивать инвесторов. Бизнес предпочитает идти в крупные города, даже в Курган, и в итоге проекты ТОСЭР «развиваются медленнее, чем изначально планировалось». Однако из разговоров с представителями бизнеса можно сделать выводы, что экономические проблемы, не говоря уже о COVID-19, далеко не всегда играют основную роль в настроения предпринимательского сообщества. В гораздо большей степени их отпугивают предложения «дополнительных услуг» со стороны чиновников.«Около трех лет назад, как только появились ТОСЭР, у нас возникло желание организовать отходоперерабатывающее предприятие либо в Далматово, либо в Варгашах. Провели переговоры с Фондом развития моногородов, там идею одобрили. Мы дали всю подробную информацию, и нам пообещали, что бюджету Курганской области выделят до 2 миллиардов на строительство необходимой инфраструктуры. Нужно было разработать проектно-сметную документацию и пройти экспертизу. Федеральный центр проектного финансирования тоже одобрил проект. Все прекрасно. Пошли к тогдашнему главе курганского депстроя Роману Ванюкову, тот собрал сотрудников, всем все нравится, поможем, говорят. Глава деппрома Александр Константинов тоже был «за». Но потом начались проблемы», – говорит один из претендентов на место в ТОСЭР.По его словам, уже на финальной стадии подготовки необходимо было пройти согласование всех нюансов с замгубернатора Сергеем Чебыкиным (впоследствии был осужден за превышение служебных полномочий – Прим. ред.). Тот сказал, что нужно еще поговорить с главой Варгашинского района Валерием Яковлевым. «А тот заявил, что «все слишком умные, о чем-то там договорились. Пока со мной не договоритесь, ничего не будет». Как это понимать? И в итоге «договариваться» мы отказались. Еще ничего нет, ничего не построено, а нам на что-то намекают? Поэтому и не идут инвесторы, при таком-то подходе. Я не верю, что кто-то захочет здесь «приземлить» свои перспективные и интересные проекты, если рядом Тюмень, Екатеринбург с намного более адекватными чиновниками», – говорит несостоявшийся инвестор.По словам его коллег, у Зауралья нет преимуществ перед соседними регионами – ни ресурсов, ни рынков сбыта, ни даже благоприятного человеческого отношения. В итоге даже самые благие начинания властей сталкиваются с противодействием в том же чиновничьем аппарате. И даже те управленцы, кто искренне желает развивать Зауралье, в конечном итоге приходят к выводу о бесперспективности своих намерений. Такие взгляды разделяют и аналитики.Директор Института региональных проблем, сооснователь Ассоциации политических экспертов и консультантов Дмитрий Журавлев, к примеру, тоже не испытывает оптимизма относительно будущего курганских «точек роста». «Плюс ТОСЭР понятен – налоговые льготы и, теоретически, сокращение времени на беготню по кабинетам. Но зачем эти плюсы, если туда идти не собираются. Эта идея в теории рабочая, когда есть колеблющиеся – идти или не идти. Их можно подманить льготами. Но тут ситуация другая. Не хватает умения объяснить, в чем плюсы для инвесторов, особенно в условиях падения спроса, пандемии и снижения динамики транспортных коммуникаций. Уверенность в успехе вложений тает с каждым днем», – полагает эксперт.Отдельно Дмитрий Журавлев высказал суждение, что просто признать проект нежизнеспособными и свернуть его, было бы провалом зауральских властей. Тезис о том, что «идея сама по себе хороша, но труднореализуема», поддерживает и экономист Константин Селянин. Собеседник издания считает, что барьером для развития становится, среди прочего, непрогнозируемость отдачи от инвестпроекта. «Как указывают сами инвесторы, из десятков предложений может выстрелить буквально два-три. В большинстве случаев это предложение построить какую-нибудь агрофирму в чистом поле, где нет никаких коммуникаций. Даже те, кто был готов, столкнулись с массой согласований, не только с госорганами, и проект становится непредсказуемым. Идея хорошая, и в том же Китае, создавая, например, кластер для IT, заранее строят огромное здание со всеми подведенными коммуникациями и ресурсами. Людям есть, куда приходить, и все просчитать», – сопоставляет зарубежный опыт с отечественным аналитик.Как отмечает Константин Селянин, чтобы «заманить» инвестора, тем более, в моногорода, необходимо сначала потратить бюджетные деньги, причем серьезные, для строительства инфраструктуры, и сделать предельно прозрачной процедуры согласований. При отсутствии этих базовых условий реализация проектов ТОСЭР практически не выполнима. «Идея хорошая, исполнение хромает», – констатирует экономист.УралПолит.Ru продолжит следить за событиями в ТОСЭР Курганской области. Автор: Александр Филиппов

​«Пока со мной не договоритесь, ничего не будет». Что не так с проектами ТОСЭР в Зауралье
© УралПолит.Ru