Какие проблемы вызвало изменение порядка оформления таможенных грузов

С 1 февраля ФТС ввела диспетчеризацию таможенных деклараций, в существующую процедуру были внесены серьезные изменения. Теперь декларации автоматически распределяются по ЦЭДам в зависимости от типа груза, вида транспорта и места регистрации декларанта. Новые правила вызвали проблемы у участников внешнеэкономической деятельности, о них сообщает .

Гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская отмечает, что уже несколько дней участники рынка пытаются нащупать логику распределения деклараций, но не могут этого сделать. Так, декларации на акцизные товары теперь попадают в Московскую областную таможню, которая ранее с этими категориями не работала. Эти декларации переходят на Дальний Восток, где к тому моменту кончается рабочий день, и образуются простои.

Первый заместитель руководителя ФТС в беседе с изданием отметил, что о введении диспетчеризации сообщалось еще три года назад, его вводили в рамках комплексной программы развития ФТС 2020. Введение должно было произойти в начале года, но его перенесли для общего удобства. Он пояснил, что вместо более чем 600 мест таможенного оформления теперь будут действовать 16 ЦЭД, которые расположены на государственных площадях, работают автоматизировано, с единым личным кабинетом для каждого декларанта.

В то же время все участники рынка, с которыми общался “Ъ”, отмечают внезапность перемен и расходятся в оценке их статуса: одни считают это экспериментом, другие — постоянной мерой. Директор подразделения по таможенному оформлению Global Supply Chain FM Logistic Елена Парамонова отмечает, что единственное упоминание о планируемом внедрении было опубликовано на таможенном портале alta.ru в разделе «мнение эксперта» в конце декабря.

Кроме того, ФТС не наладила настройки системы управления рисками, сообщает . Теперь при оформлении декларации не по месту фактического нахождения груза срабатывает риск идентификации товара, а также применяется полноценный досмотр, с пересчетом и взвешиванием всех товаров в партии. Бондаренко рассказывает, что за прошедшие два дня ПФК Московского региона, где находится большое количество грузов, получили среднемесячную норму поручений на досмотр из морских и авиационных ЦЭДов. В результате нагрузка на инспекторский состав значительно выросла, людей не хватает. Из-за этого сроки досмотра выросли до пяти—семи дней.