Какие проблемы вызвало изменение порядка оформления таможенных грузов

С 1 февраля ФТС ввела диспетчеризацию таможенных деклараций, в существующую процедуру были внесены серьезные изменения. Теперь декларации автоматически распределяются по ЦЭДам в зависимости от типа груза, вида транспорта и места регистрации декларанта. Новые правила вызвали проблемы у участников внешнеэкономической деятельности, о них сообщает «Коммерсантъ».

Гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская отмечает, что уже несколько дней участники рынка пытаются нащупать логику распределения деклараций, но не могут этого сделать. Так, декларации на акцизные товары теперь попадают в Московскую областную таможню, которая ранее с этими категориями не работала. Эти декларации переходят на Дальний Восток, где к тому моменту кончается рабочий день, и образуются простои.

Первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов в беседе с изданием отметил, что о введении диспетчеризации сообщалось еще три года назад, его вводили в рамках комплексной программы развития ФТС 2020. Введение должно было произойти в начале года, но его перенесли для общего удобства. Он пояснил, что вместо более чем 600 мест таможенного оформления теперь будут действовать 16 ЦЭД, которые расположены на государственных площадях, работают автоматизировано, с единым личным кабинетом для каждого декларанта.

В то же время все участники рынка, с которыми общался “Ъ”, отмечают внезапность перемен и расходятся в оценке их статуса: одни считают это экспериментом, другие — постоянной мерой. Директор подразделения по таможенному оформлению Global Supply Chain FM Logistic Елена Парамонова отмечает, что единственное упоминание о планируемом внедрении было опубликовано на таможенном портале alta.ru в разделе «мнение эксперта» в конце декабря.

Кроме того, ФТС не наладила настройки системы управления рисками, сообщает Константин Бондаренко. Теперь при оформлении декларации не по месту фактического нахождения груза срабатывает риск идентификации товара, а также применяется полноценный досмотр, с пересчетом и взвешиванием всех товаров в партии. Бондаренко рассказывает, что за прошедшие два дня ПФК Московского региона, где находится большое количество грузов, получили среднемесячную норму поручений на досмотр из морских и авиационных ЦЭДов. В результате нагрузка на инспекторский состав значительно выросла, людей не хватает. Из-за этого сроки досмотра выросли до пяти—семи дней.