Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Привет олигарху. Почему Россия отказалась от украинских колёс

Во вторник, 9 февраля, опубликовано и вступило в силу постановление от 6 февраля. Решение дополнило список товаров, «страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через границу Украины» и которые запрещены к ввозу на территорию России.
Привет олигарху. Почему Россия отказалась от украинских колёс
Фото: Украина.руУкраина.ру
В список внесли оси в разобранном или собранном виде для железнодорожных колёс диаметром 710 мм и более, колёсные пары и заготовки колёс аналогичного размера. Также запретили поставки рам железнодорожных грузовых вагонов и надрессорных балок.
Этот запрет может серьёзно ударить по бизнесу украинского олигарха . Именно его предприятия занимаются производством указанной продукции. И именно Пинчука называют одним из близких для украинской власти олигархов.
Вопрос с историей
О том, что импорт колёс с Украины могут запретить, заговорили ещё в октябре 2020 года. Тогда издание РБК cообщило, что предложил запретить импорт украинских железнодорожных колёс в Россию. Об этом изданию сообщил источник в крупном железнодорожном операторе и собеседник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), присутствовавший на совещаниях с министерством в начале сентября, где обсуждалась эта инициатива.
Но для украинских производителей железнодорожных колёс первый гром прогремел ещё летом. Со 2 июня 2020 года (ЕЭК) по инициативе Министерства транспорта и возобновила действие антидемпинговой пошлины на колёса компании «Интерпайп», связанной с украинским олигархом Виктором Пинчуком.
Как отмечал тогда в комментарии изданию «КоммерсантЪ» один из источников, в то время на рынке наблюдалась стабилизация спроса.
«Цены на колеса в (ЕАЭС) могут снизиться с угрозой профицита мощностей производителей Евразийского союза», — отметил он.
Собственно, действие пошлины ранее (её ввели в апреле 2018 года по обращению российских производителей колес, при этом она выросла с 4,75% до 34,22%) было приостановлено 25 августа 2019 года из-за дефицита на рынке. Однако в мае 2020 года года ЕЭК опубликовала доклад, в котором говорилось о необходимости вернуть пошлину. В докладе тщательно разбиралась история с колесами из Украины, пошлиной и спросом на них.
Среди прочего выяснилось, что с отменой пошлины не произошло падения цены на украинский товар.
«Информация по отрасли экономики за январь-май 2020 г. свидетельствует о наличии негативных последствий (вследствие снижения спроса на товар в связи со снижением объема рынка грузоперевозок и спроса на новые вагоны) и о вероятности их продолжения в последующие периоды 2020 года. Поставщик товара из Украины обладает экспортным потенциалом в то числе ввиду наличия свободных производственных мощностей по товару и возможностью увеличения экспорта при прекращении действия антидемпинговой меры в соответствии с пунктом 272 протокола, являются временными и не свидетельствуют о необходимости прекращения применения антидемпинговой меры», — подводился итог в докладе.
По информации СМИ, за возвращение пошлины выступили также и Минтранс с РЖД.
Но «Интерпайп» нашёл выход из ситуации. Компания Пинчука перестала поставлять в РФ железнодорожные колёса через свою российскую структуру, а прибегла к помощи компаний, не связанных напрямую ни с «Интерпайпом», ни с Пинчуком.
«Поставки колес «Интерпайпа» в РФ осуществляли и осуществляют компании Salita Systems FZE (Дубай, ОАЭ), S.I. Group Consort Ltd (Израиль), «Лесстройторг» (Белгородская обл., г. Валуйки, принадлежит физическим лицам). Еще одним посредником является ООО «Глобал трейд партнерс» (ОАЭ)», — сообщало в октябре 2020 года издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники.
Примечательно, что одна из этих компаний — FZE — также фигурировала в докладе ЕЭК о результатах антидемпингового расследования. При этом о связи компании с «Интерпайпом» не говорилось.
В итоге прошлый год был для компании не таким уж и плохим. Как передает РБК, по итогам 2020 года «Интерпайп» поставил в Россию 223 тыс. колёс. Собственно, именно «Интерпайп» в основном и поставлял железнодорожные колёса с Украины в Россию.
Экономика и чуть-чуть политики
Запрет на поставку железнодорожных комплектующих с Украины может объясняться не только продолжением проводившейся с начала лета 2020 года политики, но и экономическими предпосылками. Как сообщили 11 января РЖД, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2020 году составила 1 млрд 243,6 млн тонн, что на 2,7% меньше, чем за предыдущий год.
И это притом что под конец года — в декабре — погрузка на сети РЖД составила 107 млн тонн, что на 0,3% выше показателя аналогичного периода предыдущего года, а грузооборот за декабрь к аналогичному периоду предыдущего года — на 3,3% и составил 226,3 млрд тарифных тонно-км.
Это одно из экономических последствий пандемии COVID-19, которая нанесла серьёзный удар по мировой экономике. И сфера железнодорожных перевозок не стала здесь исключением. Пандемия выступила катализатором уже существовавших негативных тенденций.
С падением перевозок упал спрос и на вагоны.
«Падение грузоперевозок уже повлияло на смежные отрасли, такие как вагоностроение и вагонное литье: ставки по вагонам находятся на многолетних минимумах. На железнодорожной сети образовался профицит вагонов, эта тенденция существует уже не первый месяц. В связи с избытком полувагонов спрос на новые вагоны соответственно упадет, а, значит, все поставщики комплектующих тоже столкнутся с паданием спроса. Мощности заводов избыточны, что и приводит к периодическому возникновению профицита и обрушению рынка», — цитировала в ещё сентябре «Российская газета» старшего аналитика инвестиционной группы «АТОН» .
В целом в 2020 году выпуск грузовых вагонов снизился на 28,3% — до 57,1 тыс., указывала РФ.
Примечательно, что выпуск вагонов в 2020 году всё же превысил годовые прогнозы профильных ведомств. Так, в июне 2020 года представитель РЖД сообщил, что ожидало в 2020 году почти двукратного падения производства — до 36-40 тыс.
В таких условиях сохранять доступ на рынок украинских колёс, колёсных пар, рам железнодорожных грузовых вагонов и надрессорных балок означало бить по собственным производителям. Тем более в России их несколько. Так, среди производителей колёс можно выделить (входит в Объединённую металлургическую компанию) и Нижнетагильской металлургический комбинат (входит в ).
Однако Россия на правительственном уровне ранее не раз помогала Украине, подчас действуя даже в ущерб собственным интересам. Да и в этот раз был небольшой, но шанс, что украинскую продукцию для железных дорог не запретят.
Так, летом, когда возвращали пошлину на продукцию «Интерпайп», против этого решительно выступала . Она указывала, что поставки украинских колёс не нанесли ущерба ни российской экономике, ни производству.
Свою роль в запрете могла сыграть и политика. Пинчук — один из ближайших к власти украинских олигархов. А последние действия президента Украины сложно назвать дружественными по отношению к России. При этом на телеканалах, принадлежащих Пинчуку, политику Зеленского всячески поддерживают.
Кроме того, украинские СМИ и эксперты связывают Пинчука с партией «Голос» — одной из наиболее русофобских парламентских политсил.
«В «Голос» вкладывают и Пинчук, и Фридман. Есть их люди в списках, есть и другие признаки», — накануне выборов в парламент в 2019 году рассказывал в комментарии «Радио Свобода» украинский политтехнолог Алексей Голобуцкий.
В нынешних условиях помогать бизнесу Пинчука в ущерб интересам своих производителей означало по сути спонсировать русофобскую политику на Украине. Неудивительно, что в конце концов российское правительство выбрало прагматизм.