МВФ опять учит Россию уму-разуму

Международный валютный фонд предлагает Центробанку России опустить ключевую ставку с текущих 4,25% на 0,5 процентных пункта.

МВФ опять учит Россию уму-разуму
© Свободная пресса

Впервые с первой половины 2019 года уровень инфляции в России в январе превысил 5%. По мнению экспертов МВФ, если политика ЦБ не смягчится, то к концу года инфляция может оказаться ниже целевого показателя.

«Краткосрочное инфляционное давление, вызванное ослаблением рубля, в настоящее время удерживает инфляцию на уровне выше 4-процентного целевого показателя, но сотрудники МВФ ожидают, что к концу 2021 года инфляция снизится до 3,5%», - пишет РБК со ссылкой на доклад МВФ.

При этом в МВФ признают риск ослабления рубля и ускорение инфляции. Кстати, годовая инфляция в России в январе этого года составила 5,19%, чего не наблюдалось уже полтора года.

Какое решение примет ЦБ, станет известно 12 февраля. Эксперты полагают, что советам МВФ российский финансовый регулятор не последует. Как показывает опыт подобных ситуаций, Центробанк, скорее всего, займет выжидательную позицию, считает доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга Факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов.

- Нынешний всплеск инфляции, скорее всего, обусловлен тем, что, с одной стороны, на международном рынке выросла стоимость продовольствия, с другой стороны – ослаб рубль. Эта комбинация и вызывала рост инфляции.

Рост инфляции такого типа еще называется эффект переноса, то есть эффект переноса валютного курса на инфляцию. Обычно требуется период около квартала, может быть немного больше, чтобы этот эффект прошел. Мне кажется, что до любых решений по ставке Центробанк постарается дождаться возвращения инфляции ближе к тем целям, которые поставлены – 4%. Сейчас инфляция выше.

«СП»: - Чем же руководствуется МВФ, давая такие советы?

- Причина понятна. Практически все мировые центробанки так или иначе смягчают кредитно-денежную политику для помощи экономика. Это общемировой тренд. Но в российских условиях снижение ставки достаточно слабо стимулирует экономику, что подтверждается многолетней статистикой. У нас роль такого денежно-кредитного стимулирования гораздо слабее, чем в Европе или Америке.

С другой стороны, инфляция при этом может вырасти заметно выше целевого уровня, что по многим причинам не желательно. Поэтому для российского ЦБ характерна плавность и постепенность в любых решениях по ставке.

МВФ советует классику, которая десятилетиями проверена, но не стоит забывать о российской специфике.

«СП»: - При каких условиях возможно ужесточение политики нашего финансового ведомства?

- Для этого нужны весомые факторы. Допустим, если инфляция заметно подрастет, например, до 6-7% (в нынешних условиях это много), то теоретически возможно принятие решения о повышении ставки. Но сейчас как раз та самая ситуация, когда самое разумная позиция - выжидательная.

Где-то в конце первого, а может и середине второго квартала, если инфляция снизится, можно будет рассмотреть возможность снижения ставки.

Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов­­ пояснил, что нынешняя ключевая ставка 4,25% была сильно снижена в прошлом году – на 2 с лишним процентных пункта.

- В нашем экономическом режиме с плавающим валютным курсом, достаточно свободным движением капитала снижение ключевой ставки и вообще стимулирующая денежно-кредитная политика имеет превалирующее значение для выхода из кризиса. Особенно в бюджетной политике, так как она оказывает более сильное воздействие на ВВП (в теории), стимулирует помимо внутреннего спроса еще и увеличение чистого экспорта через валютный курс. Но есть риск инфляции.

Когда мы видим, на мировом рынке наблюдается рост цен на продовольствие, а у нас в потребительской корзине, несмотря на успехи в импортозамещении, достаточно высокая доля импортного продовольствия, соответственно, есть вероятность, что через ослабление курса можно получить еще и инфляцию.

Есть два вопроса: 1. Что хорошо было бы сделать и 2. Как ЦБ реально будет действовать? Мне кажется, ЦБ не изменит ставку.

«СП»: - В дальнейшем политика может ужесточиться?

- Может, но, скорее, ключевая ставка будет сохраняться на неизменном уровне в силу слабости других факторов, которые могли бы поддержать экономический рост. Дело в том, что в бюджете у нас дефицит, идет сокращение многих расходов, фактически мы за счет денежно-кредитной политики можем стимулировать экономику.

Можно было бы еще больше увеличить дефицит бюджета, потому что у нас есть возможности для увеличения заимствований на внутреннем рынке, на внешнем сдерживают санкции. Но с точки зрения соотношения роста номинального ВВП и процентных ставок ВВП растет быстрее. Это позволяет наращивать заимствования без увеличения доли долга в ВВП, но тут Минфин еще более осторожен, возможно, наученный горьким опытом.

Однако я бы действовал более рискованно, потому что у нас уже десятилетия со слабым экономическим ростом, что выглядит не очень хорошо. Стимулировать было бы важнее, но это вопрос отношения к рискам.