«Стратегия-2030» накормит, напоит, а потом обует всю страну

Комментируя ситуацию с очередным снижением реальных располагаемых доходов населения по итогам 2020 года, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил – чтобы преодолеть эту «нежелательную тенденцию», необходима дальнейшая скоординированная работа, которую уже ведут власти.

«Стратегия-2030» накормит, напоит, а потом обует всю страну
© Свободная пресса

«Президент неоднократно говорил, что главная задача — это купирование негативных последствий кризисных мировых явлений, которые приводят к падению жизненного уровня и вывод траектории в сторону роста», – напомнил он представителям СМИ, признав, что пока ситуация в этом плане достаточно напряженная.

Напомним, по официальным данным Росстата в минувшем году реальные располагаемые доходы граждан – денежные доходы за вычетом обязательных платежей (налоги и сборы, проценты по кредитам и т.д.), скорректированные на инфляцию – сократились на 3,5%, хотя правительство предполагало, что этот показатель не уйдет выше отметки в 3%. Ранее они сокращались в период с 2014 по 2017 годы (максимум пришелся на 2016 год – 4,5%), а в 2018 и 2019 годах показали номинальный рост в 0,1% и 1% соответственно. В конечном итоге к настоящему моменту реальные располагаемые доходы россиян отстали на 10,6% от уровня 2013 года, когда их устойчивый рост наблюдался в последний раз.

Не будем заострять внимание на том, почему комментарий господина Пескова прозвучал с двухнедельным опозданием (о результатах подсчетов Росстата стало известно еще 28 января с.г.), и при этом тревожная тенденция была названа всего лишь «нежелательной» (хотя по-хорошему представителю президента социального государства, пожалуй, следовало бы назвать ее как минимум «вопиюще недопустимой»).

Лучше попробуем выяснить, какую такую «дальнейшую скоординированную работу властей» имел в виду пресс-секретарь президента. Потому что экономисты признают – ситуация с реальными располагаемыми доходами населения складывается крайне тревожная и непростая.

- Сама по себе структура этого показателя настолько многокомпозитна, что нужно смотреть не только на его динамику как таковую, но и на ряд других нюансов, – отметил в беседе с «СП» экономист Никита Масленников. – Например, внутри него есть, в свою очередь, такие показатели как рост реальных заработных плат и социальные трансферты населению от государства. Последний показатель вырос, конечно, за последнее время довольно существенно, достигнув, по моим предварительным оценкам, уровня в 30% в составе реальных располагаемых доходов населения.

Но вот с доходами от предпринимательской деятельности все иначе. Доходы малого бизнеса, самозанятых и индивидуальных предпринимателей резко упали. Аналогичным образом сократились доходы от собственности вроде сдачи жилья в аренду и процентов по вкладам. И напряженность высока – во-первых, усиление роли государства в обеспечении реальных располагаемых доходов граждан показывает, что экономика сама по себе не позволяет гражданам повышать свои доходы, а, во-вторых, реальные зарплаты, опять же, сильно зависят от программ государственного кредитования.

Конечно, без государственной поддержки наша экономика упала бы гораздо сильнее, на 2-3 процентных пункта ниже сегодняшнего уровня. Так что в режиме «здесь и сейчас» это, безусловно, актуально. Но вот дальше…

«СП»: - Так а дальше, по Пескову, «дальнейшая скоординированная работа», которую власть «уже ведет». Кстати, что это может быть за работа?

- Действительно, это вопрос, как говорится, «на засыпку». Что конкретно имел в виду пресс-секретарь президента под «скоординированной работой», я не знаю, но точно знаю, что для сокращения отставания доходов населения от уровня 2013 года нам надо выводить их в положительную зону роста. Причем так, чтобы уже по 2021 году показать прирост хотя бы на 1%-2%.

Но макроэкономика так устроена, что это возможно только при условии экономического роста минимум в 3%. Если выше – пожалуйста, доходы будут расти. Если ниже – увы, мы остаемся либо на нулевом, либо снова на отрицательном уровне роста доходов. Многие мои коллеги, кстати, предполагают, что по итогам нынешнего года темп экономического роста будет находиться в интервале 2%-2,5%.

Кроме того, не стоит забывать, что рост доходов граждан зависит также от обязательных платежей и обслуживания кредитов, а они будут расти. Например, тарифы ЖКХ увеличатся вровень с инфляцией, так как сектор коммунальных услуг находится в состоянии технической деградации. Кредитная нагрузка также возрастет. Население в этом году активно брало льготную ипотеку, но ее теперь же надо как-то будет отдавать. Так что, вероятно, властям придется продлевать программы реструктуризации кредитов, что дополнительно нагрузит банки, а также оказывать целевую помощь тем, кто так или иначе попадет в жесткие кредитные ловушки.

«СП»: - Кстати, никто из верхнего эшелона власти так и не опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что по ходу нынешней избирательной кампании примерно 500 миллиардов рублей будет потрачено из госказны на разного рода социальные трансферты населению. Это тоже можно расценивать как «скоординированную работу» по поддержке доходов населения?

- Да, это тоже позволяет удержать на плаву ситуацию до определенного момента, но дальше все зависит от экономического роста. А в этом плане год предстоит непростой. Монетарные стимулы практически исчерпаны, Центробанк на последнем заседании уже дал сигнал, что снижать ключевую ставку торопиться не будет, а, возможно, даже наоборот, не исключает и ее повышения. Бюджет, конечно, в первой половине года еще поработает, но, по оценке Минфина, его вклад в экономический рост будет затухать.

«СП»: - То есть 3% экономического роста никак не наберем в 2021 году?

- Ну, предположим, около 1% прироста ВВП нам даст-таки бюджетный стимул. Еще 1%, положим, появится в результате инерции «отскока» после кризиса. Но за счет чего и где изыскивать еще 1%? Нельзя, конечно, сказать, что правительство наше почивает на лаврах антикризисной господдержки, но целостной картины того, как будет развиваться стимулирование по маршруту структурной повестки, нет.

Да, есть общенациональный план восстановления экономики, есть единый план достижения каких-то национальных целей, есть нацпроекты и госпрограммы, теперь вот появляется идея создать «Стратегию-2030». Но каким образом это все связано вместе? Пока, собственно, взаимоувязок всех этих программных документов нет.

А тем временем, резюмировал Никита Масленников, бизнес нервничает. Сейчас в России, уточнил эксперт, под угрозой банкротства находится каждое пятое предприятие, а мораторий на банкротство истек. Да, дела пока не возбуждаются, все ждут нового закона о банкротстве, который бы предотвратил практику рейдерских захватов под этим соусом и привел бы ситуацию в соответствие с мировыми тенденциями. Но его все нет, вопросы по нему обсуждаются в закрытом режиме в администрации президента. Планируется, что закон примут в весеннюю сессию, но пока это все заработает, время пройдет. А бизнес висит в «режиме ожидания», что сдерживает экономическую активность.

Впрочем, даже если предположить, что в отношении того же закона о банкротстве будут согласованы все нюансы и соблюдены все сроки, а правительство увяжет-таки в единую стройную систему все национальные проекты и госпрограммы, то это отнюдь не гарантирует устойчивый рост реальных располагаемых доходов россиян.

Главный «антивосстанавливающий» благосостояние людей тренд, полагает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, состоит не столько в каких-то точечных и конкретных мерах правительства, сколько в том, что сама по себе экономическая политика России останется неизменной по своей сути, кто бы что ни заявлял о «слезании России с нефтяной иглы».

— Все происходящее знаменует собой, так сказать, кризис жанра, крах действующей экономической модели, — пояснил он свою позицию. — Поэтому 2021 год должен стать для нашей страны годом кардинальных изменений. Какими они будут конкретно, можно только догадываться, но ситуация устроена настолько абсурдно, что все может уйти в плоскость полной анархии, когда никто никого не будет слушать со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Полагаю, до тех пор, пока не будут отменены или хотя бы упрощены совершенно дикие нормы нашего внутреннего рынка, никаких позитивных изменений ожидать нам не стоит. Этому будет способствовать и повышение налогов вроде налога на добавленную стоимость, и рост акцизов, и формирование картелей в отсутствие здоровой конкуренции. Идя по такому пути, Россия по уровню доходов населения и его расслоению все больше будет напоминать самые худшие африканские страны третьего мира. И никаких альтернатив этому пока не видно, ситуация не просто «токсичная», он откровенно шлаковая.