«Сокол» не складывает крылья: как заводу удалось выжить в сложные времена

Знаменитые лихие 90‑е стали испытанием для всей промышленности, в том числе и для авиации. Не все смогли пережить этот сложный период. Например, Саратовский авиационный завод, выпускавший во время войны истребители Як, а с 1960‑х годов – турбореактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний Як‑40. В годы радикальной экономической реформы этот завод постепенно свёртывал производство и в 2010 году фактически прекратил своё существование. Но нижегородский «Сокол» выстоял. Вспомним, как это удалось. Борьба за независимость Одной из причин закрытия Саратовского авиационного завода эксперты называли отсутствие стремления руководства завода к кооперации, желание сохранить свою независимость. Были подобные трудности и у «Сокола». В 1996 году в статье «Нижегородский «Сокол» опасается московских ястребов» отмечалось, что «в Нижнем Новгороде бытует мнение, что создание на базе МАПО «Военно-промышленная компания «МиГ» является для его руководства прежде всего средством борьбы с конкурентами, в том числе и с «Соколом». «Сокол» опасается, что ВПК «МиГ» может либо забрать себе производство двухместного учебно-боевого самолёта МиГ‑29, до сих пор в рамках разделения труда производимого на «Соколе», либо будет стремиться поглотить нижегородский завод» («Коммерсантъ», 29.05.1996). Вопрос заключался в определении границ независимости предприятия и возможности осуществлять собственную политику. Тем не менее приходилось идти на компромиссы. «Решением совета директоров в качестве представителя государства нижегородский авиазавод «Сокол» возглавил президент НПК «Иркут», гендиректор ФГУП «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» Алексей Фёдоров. В корпорации пояснили, что участие руководства РСК «МиГ» в совете директоров авиазавода необходимо для контроля над выполнением контракта по производству истребителей МиГ‑29К для Индии». («Коммерсантъ», 07.06.2005). Фактически это явилось началом перемещения завода под контроль государства. МиГом помогли В ноябре 2006 года был издан указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Объединённая авиастроительная корпорация». Цель создания – развитие авиастроительного комплекса страны и укрепление обороноспособности государства. Задача ОАК, по словам руководителя корпорации Фёдорова, – сделать авиазавод «Сокол» базовым предприятием по выпуску МиГов. «Сокол» уже участвовал в «выполнении контракта по строительству 16 корабельных истребителей МиГ‑29К/КУБ для Индии», ему предстояло выполнять «контракт на поставку 28 МиГ‑29 СМТ и шести МиГ‑29УБ для Алжира и 32 машин по ожидаемому контракту с Йеменом» («Коммерсантъ», 04.06.2007). Свободная площадь Но одних только зарубежных контрактов для удержания завода на плаву оказалось мало. Серьёзная перестройка произошла в работе предприятия. Тот факт, что в 2011 году завод «Сокол» планировал сократить 5% персонала, или 300 сотрудников, некоторые эксперты связывали с трудными для завода временами. Однако руководители предприятия отмечали, что «сокращение персонала связано с оптимизацией производственных расходов, чтобы продукция была более конкурентоспособной, необходимо менять соотношение основного и вспомогательного персонала». («Коммерсантъ», 16.06.2011). Сокращению подвергаются и площади завода. По предварительной концепции, предприятие собиралось освободить и продать порядка 40% территории, а на оставшихся площадях построить «новые цеха, которые позволят втрое увеличить объём продукции при снижении трудозатрат» («Коммерсантъ», 01.06.2012). Эта оптимизация связана с финансовыми трудностями и большой закредитованностью предприятия. Уменьшение производственной территории позволит «Соколу» значительно сократить налоговые отчисления и расходы на обслуживание. В этом же контексте, видимо, стоит рассматривать соглашение о создании технопарка на территории завода «Сокол», подписанное Объединённой авиастроительной корпорацией, заводом «Сокол» и Нижегородским государственным техническим университетом с правительством региона. «Предприятие, часть площадей которого пустует, а мощности недозагружены, выделяет производственные помещения общей площадью порядка 150 тысяч кв. м, офисы и земельный участок площадью около 50 га, в частности под строительство жилья и социальной инфраструктуры. Со своей стороны правительство региона выразило готовность предоставить резидентам различные налоговые льготы» («Коммерсантъ», 28.09.2012). Оптимизировать экономику нижегородский авиазавод «Сокол» намерен также за счёт коммерческого использования сормовского аэродрома экспериментальной авиации. «С помощью ряда проектов аэродрому уже удалось выйти в ноль, а в будущем в корпорации рассчитывают сделать его базой для авиации общего назначения и для подготовки лётного состава» («Коммерсантъ», 09.08.2016). В частности, здесь организуют прыжки с парашютом, демонстрационные полёты на разных видах самолётов. Кроме того, на сормовском аэродроме базируется авиаотряд МВД. Продолжение следует…

«Сокол» не складывает крылья: как заводу удалось выжить в сложные времена
© Нижегородская правда