Казанскую фирму уличили в использовании бренда южнокорейского производителя инструментов

В споре предпринимателя с иностранной компанией разбирается Татарстанское УФАС по России

Казанскую фирму уличили в использовании бренда южнокорейского производителя инструментов
© Реальное время

В Татарстанском УФАС по России завели дело в отношении казанского ООО "СП Карбид Тулс Рус" по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Поводом послужило заявление ООО "Уай Джи Уан Рус" — официального представителя южнокорейской компании "Уай Джи Уан Ко. ЛТД" в России. Заявитель сообщил о незаконном использовании товарного знака "YG-1" тульским АО "Конструктивное бюро приборостроения им. Академика А.Г. Шипунова", поэтому сначала дело рассматривали в Тульском УФАС. Теперь расставить точки над i предстоит татарстанскому регулятору.

Спор вокруг бренда "YG-1"

Татарстанские антимонопольщики получили от тульских коллег перенаправленное обращение ООО "Уай Джи Уан Рус" — официального представителя ведущего мирового производителя режущего инструмента родом из Южной Кореи. Заявитель сообщал, что АО "Конструктивное бюро приборостроения им. Академика А.Г. Шипунова" из Тулы незаконно использует товарный знак "YG-1". Оказалось, что сотрудники оборонного предприятия приобрели южнокорейский инструмент данной марки в ходе закупки, победителем которой стала казанская фирма ООО "СП Карбид Тулс Рус".

Согласно материалам дела, тульское бюро еще в 2019 году заключило договор с казанской фирмой на поставку оборудования. Права на товарный знак "YG-1" зарегистрированы на территории РФ за УайДжи-1 Ко, ЛТД (Республика Корея). В соответствии с лицензионным договором от 9 июня 2017 года, подписанному между УайДжи-1 Ко, ЛТД и ООО "Уай Джи Уан Рус", исключительное право на использование товарного знака"YG-1" в России предоставлено только официальному прдставителю корейского производителя в России — ООО "Уай Джи Уан Рус". Однако последний в закупке не участвовал.

В Татарстанском УФАС по России завели дело в отношении казанского ООО "СП Карбид Тулс Рус" по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Фото: Роман Хасаев

Получили "необоснованную выгоду"

Как сообщается в материалах дела, предположительно ООО "СП Карбид Тулс Рус" ввозило в Россю для продажи "КБП им. Академика А.Г. Шипунова" металлорежущие инструменты "YG-1" и запчасти к ним путем параллельного импорта: поставки оригинального товара, приобретенного за рубежом, без согласия правообладателя.

— Осуществляя его продажу без согласия правообладателя, ответчик нарушил исключительные права заявителя. К тому же, необходимо отметить, что ООО "СП Карбид Тулс Рус" участвовало в конкурентных процедурах с целью дальнейшей реализации собственного товара. Подобными действиями данное общество получило необоснованную выгоду в виде заключения договора с целью поставки товара с товарным знаком без разрешения правообладателя, — говорится в определении УФАС по РТ.

Казанской фирме вменяют нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункта 3 статьи 1484 ГК РФ. К слову, судя по материалам дела, ООО "СП Карбид Тулс Рус" уже использовало объекты интеллектуального права без письменного согласия собственника товарных знаков. В 2020 году "СП Карбид Тулс Рус" участвовал в закупочной процедуре по поставке металлорежущего инструмента израильской торговой марки "ISCAR" на АО "Щегловский вал". Иностранная компания требовала взыскать с ответчика 5 млн руб. компенсации и обязать его прекратить незаконное использование товарного знака. Однако суд оставил иск без удовлетворения.

Как сообщается в материалах дела, предположительно ООО "СП Карбид Тулс Рус" ввозило в Россю для продажи "КБП им. Академика А.Г. Шипунова" металлорежущие инструменты "YG-1" и запчасти к ним. Фото tdgradstroy.ru

Заявитель в "бизнес-путешествии"

ООО "СП Карбид Тулс Рус" действует с 17 июня 2016 года. Основной ОКВЭД — "торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах". Работает по 7 направлениям. Уставный капитал — 60 тыс. рублей. В фирме 3 учредителя с равными долями: Ильшат Закиров, Александр Мынин и Валерий Кравцов. Директор — Ильшат Закиров. 2018 год компания завершила с выручкой в 25 млн и чистой прибылью в 463 тыс. рублей, более поздних финансовых показателей не приводится.

Московское ООО "Уай Джи УАН Рус" зарегистрировано 17 октября 2016 года. Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителем организации является 1 иностранное юридическое лицо: Акционерное общество с ограниченной ответственностью "Уай Джи Уан Ко. ЛТД". Генеральный директор — Павел Беликов. Основной вид деятельности компании — "торговля оптовая ручными инструментами". Также ООО "Уай Джи УАН Рус" работает еще по 2 направлениям. Размер уставного капитала — 16 млн руб. На "Руспрофиле" имеются сведения о наличии 7 исполнительных производств в отношении компании. Выручка организации составила 231 млн рублей — в 2018 году, 289 млн рублей — в 2019 году, с чистой прибылью в 16 и 39 млн рублей соответственно.

Оперативно связаться с ответчиком "Реальному времени" не удалось. Все три телефона, указанные ООО "СП Карбид Тулс Рус" в открытых источниках в качестве контактных, отключены. Что касается заявителя — в телефонном разговоре представитель ООО "Уай Джи Уан Рус" воздержалась от комментариев, сообщив лишь, что "лица, уполномоченные взаимодействовать со СМИ, отправились в бизнес-путешествие и вернутся на следующей неделе".

Большая часть нарушений устраняется после предупреждений — до возбуждения дела. Фото: Максим Платонов

До 20 эпизодов в год

В пресс-службе Татарстанского УФАС по России, сообщили, что нарушений статьи о незаконном использовании чужого товарного знака в республике пока немного. По статистике ежегодно фиксируется порядка 20 подобных эпизодов. Большая часть нарушений устраняется после предупреждений — до возбуждения дела.

— Большинство организаций в настоящее время распространяют рекламу о своей деятельности и о производимых товарах в сети Интернет. Поэтому Управление достаточно часто выявляет подобные нарушения. Наиболее распространены случаи недобросовестной конкуренции: путём смешения, связанные с использованием исключительных прав на индивидуализацию юридических лиц, путем некорректного сравнения: использования необъективного сравнения товара с товаром конкурентов, связанные с использованием авторских прав, результатов интеллектуальной собственности, — сообщили нашему изданию антимонопольщики.

По словам проверяющих, организации копируют известные названия фирм-конкурентов, интернет-сайты, упаковки товаров, пытаясь заработать на уже состоявшейся репутации организаций, товары которых пользуются спросом. Сообщается, что в практике Татарстанского УФАС России есть дело в отношении татарстанского предпринимателя, который "размещал на своем сайте информацию о выпуске продукции с символикой спортивных клубов "Рубин" и "Ак Барс". Также сохранились материалы об автомобильной компании "Германика Авто 116", незаконно использовавшей наименование "Германика". Нарушение было устранено, в настоящее время фирма называется ГЕРМАН АВТО 116".

Гугл здесь не поможет

Казанский юрист Елена Федотова уверена, что у корейской фирмы есть шансы привлечь к ответственности казанского предпринимателя. Ввоз приобретенной за рубежом продукции без согласия правообладателя товарного знака нарушает его права. "Уай Джи Уан Ко. ЛТД" может потребовать возмещения причиненных убытков или компенсацию.

— Если будет доказано, что товар попал в Россию "серым" образом, российской стороне грозит изъятие товара и взыскание многомиллионной компенсации в пользу корейцев.

Заместитель директора юридической фирмы "Татюринформ" Марат Камалов отметил, что присвоение чужого товарного знака — довольно распространенное явление:

— В основном, конечно, такое происходит неумышленно, по незнанию. Хотя есть и мимикрия. Кое-кто использует успешные бренды с тем, чтобы заработать, вполне при этом понимая, что именно делает.

По мнению эксперта, проблема заключается, прежде всего в том, что люди не осведомлены, где именно можно произвести поиск товарных знаков: "Существует отдельный ресурс — Федеральный институт промышленной собственности. Надо зарегистрироваться и получить доступ к просмотру. Гугл здесь не поможет". Камалов также добавил, что можно воспользоваться услугами патентного поверенного. Но это стоит денег и займет много времени.

— Надо понимать: работы и услуги разбиты на классы. Их у нас порядка 45. Вполне возможно, что товарный знак "Сатурн" существует. Он зарегистрирован, допустим, на часы. Но абсолютно свободен в отношении баскетбольных мячей.

Ведь товарные знаки защищают не все, что вы производите, а лишь конкретные товарные группы и услуги, на которые эти самые знаки зарегистрированы, поясняет эксперт: "Плюс есть российская юрисдикция, а есть международная. Когда производитель хочет защитить свой товарный знак, то, как правило, вначале он защищает национальный приоритет. И лишь потом интересуется теми странами и регионами присутствия, на рынок которых желает выйти".