Деньги и «корона»: 5 новых финансовых привычек омичей, которые пришли с пандемией

Маски, социальная дистанция, запрет на рукопожатия – коронавирус, поразивший мир в 2020 году, серьезно повлиял на наш образ жизни. И отношения с деньгами не стали исключением. Мы стали по-другому тратить, зарабатывать и копить. Мы выделили 5 финансовых привычек омичей, которые изменились на фоне пандемии.

Деньги и «корона»: 5 новых финансовых привычек омичей, которые пришли с пандемией
© Новый Омск

1. Омичи стали больше проводить операций онлайн

Самоизоляция вынудила омичей на время отказаться от походов по магазинам. В апреле и мае 2020 года количество оффлайн-операций по картам существенно сократилось, а вот онлайн-покупки стали более популярными. Этот тренд сохранился после отмены ограничений на работу торговых точек, показало исследование Райффайзенбанка.

По данным экспертов, средние онлайн-расходы увеличились на 19%, а аналогичный показатель для офлайн-трат вырос всего на 6%.

Клиенты стали больше доверять онлайн-каналам. Раньше крупные покупки совершали преимущественно офлайн, сейчас же сумма, которую клиент готов потратить в онлайн-каналах, растет.

Купюры и монеты стали исчезать из нашей жизни – пандемия показала их негигиеничность. Потребители все чаще предпочитают рассчитываться бесконтактным способом с помощью карт. Скорее всего этот тренд с нами надолго – омичи оценили удобство безналичной оплаты. Для расчетов также чаще стали использоваться мобильные устройства. Средний чек операции, оплаченный с помощью Apple Pay, Google Pay, XiaoMi Pay и др., за 10 месяцев 2020 года вырос на 14%. Средние траты на клиента в этой категории сравнялись с обычными, что говорит о том, что таким образом клиенты оплачивают не только мелкие покупки в кофейне или магазине у дома. Часто эта функция встроена в приложения и на сайты торговых площадок, что позволяет ускорить покупку.

2. Пандемия заставила считать финансовую выгоду – омичи выбирают карты с кэшбеком

В коронакризис у многих доходы упали, и это стало поводом более внимательно относится к тратам. Карта с кэшбеком оказалась один из способов экономить, не ущемляя себя в тратах. Как показал опрос, 65% омичей пользуются картой с кэшбэком. Чаще всего выбирают карты с бонусными накоплениями люди в возрасте 26-35 лет с высоким достатком. В группе с доходом свыше 90 тыс. рублей в месяц кэшбэк получают 90% опрошенных, тогда как при доходе до 30 тыс. рублей в месяц — только 58%.

При этом интерес к картам с кэшбэком растет вместе с доходом клиента, а семьи с детьми стараются увеличить бонусы за счет дополнительных покупок.

Большинство опрошенных — 26% — не совершают дополнительных покупок, чтобы получить больше бонусов. Около 20% поступают так практически всегда, а 27% — только тогда, когда копят на что-то.

Однако семьи с детьми значимо чаще совершают дополнительные покупки для увеличения количества бонусов, когда копят на что-то.

3. Омичи обновляют жилье – ипотека бьет рекорды

Вопреки пандемии коронавируса, 2020 год стал рекордным для российского рынка жилья и ипотеки: выдано 1,7 млн ипотечных кредитов на 4,3 трлн рублей. По сравнению с 2019 годом ипотечное кредитование выросло на 35% в количественном выражении и на 50% — в денежном. Такие данные приводит аналитический центр ДОМ.РФ.

В Омской области ипотека тоже бьет рекорды. За 2020 года омичи оформили более 19,4 тыс. ипотечных кредитов, по данным Центробанка. Это на треть больше, чем за предыдущий год. Общий объем ипотеки в регионе вырос почти в 1,5 раза – на покупку жилья омичи получили рекордные 51,1 млрд рублей.

«Рынок Омска в спросе, ведь качественного жилья не так много, население покупает преимущественно новые квартиры. Пандемия подстегнула людей решать свои квартирные вопросы, ведь это возможность сохранить свои сбережения, а материнский капитал и государственная поддержка выступают хорошим стимулом», - отмечает Елена Татаринова, вице-президент Омского союза риелторов, директор АН Держава.

В коронавирусный год изменилось поведение заемщиков. Клиенты чаще самостоятельно заполняют обращения и отправляют их в банк онлайн.

В Омске 56% клиентов отправляют заявки полностью дистанционно, а 44% предпочитают обращаться в офис, следует из исследования Райффайзенбанка.

«Покупка жилья – это важное и ответственное событие в жизни любого человека, поэтому большинство наших клиентов обращаются за первичной консультацией именно в офисы банка. Личная консультация позволяет клиентам получить здесь и сейчас максимально подробные ответы на свои вопросы. Однако, по данным нашего исследования, которое проводилось в конце 2020 года, 27% клиентов, оставивших заявку на ипотеку в офисе банка, даже не знали, что ее можно подать дистанционно. Можно предположить, что доля тех, кто выберет онлайн-формат для подачи заявки, в этом году будет больше. Даже если консультация проводилась лично, многим такой вариант будет удобен, ведь всю дальнейшую коммуникацию с менеджером можно вести в онлайн – через WhatsApp или любые социальные сети», - отметила Светлана Сальникова, директор офиса Райффайзенбанка в Омске.

4. Омичи следят за ставками и рефинансируют кредиты и ипотеку

На фоне падения ставок вырос спрос на рефинансирование кредитов. Омичи обращаются за перерасчетом, как только ставка снижается на 1,5-2%.

В Омске чаще всего рефинансируют потребительские кредиты — 75%. За снижением процентной ставки по кредитным картам обращаются 20% омичей. На ипотеку приходится 5% заявок. Такие данные показал анализ запросов в Райффайзенбанке. Рефинансирование стало самой популярной ипотечной программой в 2020 году в Сибири. Доля этой программы в ипотечных выдачах банка в 2020 году составила 45%. В прошлом году на эту программу приходилось 41% сделок.

«Интерес к рефинансированию сохраняется уже второй год подряд. В Райффайзенбанке в Сибири доля рефинансирования традиционно высока в ипотечных выдачах. Причина в том, что мы всегда предлагаем клиентам одни из лучших на рынке условий по снижению долговой нагрузки. Но в 2020 году программа заняла первое место по популярности, обогнав «вторичку» и «госпрограмму», – комментирует Ирина Ярыгова, руководитель направления по развитию розничного бизнеса Райффайзенбанка в Сибирско-Уральском макрорегионе.

В банке отмечают, что средний чек по потребительским кредитам в Омск составил 493,5 тыс. рублей, по ипотеке 2,2 млн рублей, а по кредитным картам — 115,7 тыс. рублей.

5. Омичи стали больше инвестировать, уходя от классических депозитов в другие продукты

Еще одной особенностью коронавирусного года стал всплеск интереса к инвестированию. По информации омского отделения Банка России, к январю 2021 года почти 46 тысяч жителей Омской области открыли индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). Год назад владельцев ИИС было вдвое меньше.

Для большинства омских инвесторов торговля ценными бумагами – это способ получить дополнительный доход. Вторым по важности фактором стало снижение ставок по традиционным банковским продуктам, а инвестиции – это возможность получить большую доходность. На третьем месте – интерес к новым инструментам.

Самым популярным способ вложить деньги в Омске стала комбинация брокерский счет + ИИС, показал опрос Райффайзенбанка. Омичи чаще, чем жители других городов, выбирают такие инструменты. Четверть частных инвесторов выбирают просто брокерский счет.

Чаще всего объем вложений в фондовый рынок не превышает 100 тыс. рублей, а 36% респондентов из Омска держат на счету до 500 тыс. рублей.

Чаще всего стратегия приносит инвесторам доходность до 10% годовых.

21% опрошенных за год заработали 10-30%, и только 2% более чем на 30% увеличили свои вложения.

«Рынок ценных бумаг все активнее осваивают частные инвесторы. По итогам 2020 года их число на Московской бирже удвоилось, пришло более 5 млн частных инвесторов. И этот рост будет продолжаться – в ближайшие месяцы число участников рынка перевалит за 10 млн. Причем, инвесторов не отпугнул недавний обвал биржевых индексов: кризисные явления в экономике всегда приводили к увеличению оборотов и притоку новых клиентов. Также в условиях пандемии большую роль играет упрощение доступа к фондовому рынку. Открыть счет стало возможно, не выходя из дома — в мобильном приложении брокера», - отмечает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.